10 мая 2019

Фотоархив: румынские и немецкие войска входят в Кишинев 16 июля 1941 года

В архивах Немецкого исторического музея есть кадры, на которых запечатлено, как румынские и немецкие войска входят в Кишинев 16 июля 1941 года.

Советские войска отступают. Эти события год спустя в одной из румынских газет («Curentul», 17 iulie 1942) описываются следующим образом. Атака на Кишинёв началась в 3 часа 30 минут. Тяжёлый четырёхчасовой бой завязался в районе леса Буруяна к северу от города (сейчас это где-то между Кишинёвом и Ставченами). К 6 часам румынские танки находись уже на северной границе Кишинёва, а к в 8 утра под командованием майора Спиреску танки заняли Старую Почту. Оттуда они двинулись в центр Кишинёва. Самый близкий путь туда — Павловская улица (нынешние улицы Петру Рареш и Е. Дога). Сметая довольно слабое сопротивление танки заняли центр города (Собор), за ними подтянулась механизированная пехота. У Собора произошла ещё одна стычка с советскими кавалеристами, укрывшимися в парке. Часть румынских танков отправилась на юг города, чтобы перекрыть пути к отступлению советских войск, но была разбита советской артиллерией на Хынчештском шоссе в районе нынешнего Телецентра. Другая часть отправилась из центра к железнодорожному вокзалу, где остались ещё несколько танков для охраны, а остальные вернулись в Старую Почту.

Не получая вестей от отряда, отправившегося на юг города, майор Спиреску снова выдвигает из Старой Почты оставшиеся танки. И снова они продвигаются по Павловской улице в центр Кишинёва. Там они неожиданно сталкиваются с советской артиллерийской бригадой. Неожиданно — потому что несколько часов румынские войска уже тут были. Завязался короткий бой, танки таранили орудия и тягачи, расстреливали артиллеристов. Бригада была разбита. К тому времени вторая танковая группировка успевает зачистить лес Буруяна, атакует Рышкановский холм и перекрывает выезды из Кишинёва в направлении Бендер.

Советские источники описывают неожиданное столкновение румынских (в воспоминаниях ниже они фигурируют как немецкие) танков и советской артиллерии в центре города следующим образом:

«Два наших батальона вели уличные бои, помогая пройти через Кишинев артиллеристам. Во второй половине дня на КП явился командир дивизиона 134-го гаубичного полка капитан Н. И. Шаров. Он доложил, что одна из его батарей заняла огневую позицию рядом с нами, а другая осталась в городе. Полковник Соколов приказал начарту Д. И. Пискунову принять все меры, чтобы вывести батарею. Это была батарея старшего лейтенанта Д. В. Халамендыка. Немецкие танки внезапно обстреляли ее, когда батарея следовала в походной колонне через город. Не успев даже развернуть орудия, артиллеристы начали отбиваться гранатами, взялись за винтовки. Затем им пришлось занять на одной из улиц круговую оборону. Через несколько часов старший лейтенант Н. Н. Ромодин пробился к батарее со стрелковой ротой. Но спасти орудия было уже невозможно, тем более что все тягачи оказались поврежденными. Подорвав четыре гаубицы, артиллеристы, в большинстве раненные, вышли из города вместе с выручавшими их пехотинцами». (Сахаров В. П. «Мы шли от Прута» ,»Поднятые по тревоге»).

 

Подписывайся