В Кишинёве прошла премьера спектакля “Citind pentru Auschwitz”. Таким Geneza-Art вы ещё не видели
30 ноября и 1 декабря в Geneza-Art состоялась премьера спектакля “Citind pentru Auschwitz”, вдохновленного романом Бернхарда Шлинка “Чтец” (Der Vorleser, 1995). Банальность зла, коллективная вина целого поколения, изломанная судьба женщины, которая пошла работать в СС, потому что не умела читать и писать, роль литературы в жизни человека — все эти мотивы сплетаются в бархатной темноте постановки, чтобы повиснуть спазмом где-то в подреберье зрителя.
“Citind pentru Auschwitz” — спектакль, который, кажется, открывает новую и очень важную страницу в репертуаре театра, более человечную и сострадательную. Время больших идей кончилось, и слава Богу: пора смотреть сквозь их шоры, на человека, который всегда шире их, который страдает и соткан из несовершенств. Цените не идеи и коллективные мифы, цените человека вне их контекста. Только такое, новое понимание наших взаимоотношений и способно нас спасти.
Темы поколенческой вины, соучастия в социальном зле и искупления никуда не уходят. Они жгут прикосновениями каленого железа, вторгаются в повествование ночными кошмарами, но важнее оказывается мысль, что вопросы этики всегда сложнее, а жизнь не знает черно-белой раскраски.
Начинающийся как мелодрама, “Citind pentru Auschwitz” вырастает в сценах суда до уровня трагедии, чтобы подняться на высоту, от которой пересохнет в гортани. В какой-то момент спектакль полностью сконцентрируется на образе Ханны, остальные персонажи отступят перед ним, чтобы дать сыграть свою странную и страшную партию.
То, что наши незнания и неумения делают нас заложниками и соучастниками зла, здесь показано превосходно. Не уметь читать и писать — такая банальность. Но зло, как мы знаем из философских трудов другой Ханны, по фамилии Арендт, всегда банально, и мелочь ведет к катастрофам исторического масштаба.
Философ Ханна Арендт в своем знаменитом эссе “Банальность зла” (1963) исследовала дело сотрудника гестапо Адольфа Эйхмана и пришла к парадоксальному выводу: основным носителем нацистской идеи был не психопат-“ариец”, а обыватель-конформист, который, будучи винтиком государственной машины, усердно выполнял свою работу.
Психологический анализ личности главной героини внезапно выводит нас на еще одну значительную тему — стыда. Стыд всегда рождается из того, что невозможно высказать вслух, в ситуации, когда в обществе о чем-то говорить не принято. Стыд — понятие всегда очень субъективное, но по логике спектакля, он оказывается следствием стигматизации определенных тем или проблем. Затаившийся внутри человека, он порождает невроз и в итоге ломает жизнь и его, и окружающих. Чем больше в обществе запретов, тем больше неврозов и неудавшихся судеб. Умолчания — прямой путь к трагедии. Поэтому неожиданным выводом “Citind pentru Auschwitz” становится идея важности, с одной стороны, дать кому-нибудь сказать, кто он и каковы его проблемы, а с другой — помочь их решить, не делая из наших особенностей и неумений катастроф вселенского масштаба.
И, конечно, “Citind pentru Auschwitz” — это спектакль о роли искусства и литературы, которые обладают утешительным значением в жизни человека, в первую очередь того, кто испытывает трудности.
Совсем не громким словом будет назвать “Citind pentru Auschwitz” в числе самых зрелых и удачных творений Geneza-Art. Кажется, перейдена очередная черта, достигнута какая-то новая планка, которая не ощущалась прежде. Здесь все гармонично и лишено избыточности: музыкальная составляющая, игра с освещением, которое становится одним из самых сильных выразительных средств, оформление сцены. И, конечно, этого спектакля не было бы без режиссуры и актерской игры: “Citind pentru Auschwitz” блистательно розыгран Даниелой Бурлакой, Михаем Бордианом, Юрием Гологаном, Екатериной Бозиану и Викторией Ботнарь. Даниела Бурлака играет одну из самых важных и сильных своих ролей, еще более усложняя и расширяя образ Ханны. Именно благодаря ней спектакль получается настолько выразительным.
“Citind pentru Auschwitz” — Geneza-Art, каким вы его еще не видели. В нем есть то, что знакомо зрителю по более ранним постановкам театра: эстетизм, эротизм, — но теперь тона сдержаннее. По настроению он подобен ветреному утру после грозы, что шумела всю ночь. О грозе еще помнишь, но наступившая прохлада целительна. Жизнь, как известно, полна опозданий и упущений. Жизнь есть синоним опозданий и упущений. А под грузом их тяжести всегда наступает момент, когда уже слишком поздно. Вот именно об этом моменте “Citind pentru Auschwitz”.
Увидеть спектакль на сцене Geneza-Art можно будет 4, 5, 18 и 19 декабря. Пропускать не желательно.
Фото: Виктория Тихонова
Текст: Игорь Корнилов