Родом из Молдовы: Викторин Добронравов – пастырь, причисленный к лику святых
Протоиерей Викторин Добронравов родился в Кишиневе. Он – один из известных петроградских пастырей 20-х годов прошлого века, причисленный к лику святых.
Викторин Добронравов родился 29 января/10 февраля 1889 года в Кишиневе в семье священника. Отец рано умер. Отчим – секретарь Святейшего Синода А. П. Ростовский.
8 июня 1910 года он окончил Санкт- Петербургскую духовную семинарию, но сан не принял, а по настоянию матери поступил на экономическое отделение Петербургского Политехнического института. Однако стремление к духовной жизни не покидало Викторина, и он попытался получить благословение на монашество, но не получил его, а на священство благословили, велев жениться.
С 1915 года Викторин Добронравов проходил служение в храмах Петербурга, где заслужил признание паствы. Отец Викторин активно занимался преподаванием Закона Божия, был законоучителем церковно-приходской школы и городских училищ.
После Октябрьской революции о. Викторин впервые столкнулся с антирелигиозной политикой властей. 25 сентября 1918 года он был арестован ЧК и заключен в Петропавловской крепости, но все обошлось благополучно. Чтобы прокормить семью о. Викторину пришлось помимо службы дополнительно подрабатывать в различных учреждениях. 25 февраля 1919 г. о. Викторин был назначен настоятелем церкви святителя Николая при Убежище престарелых сценических деятелей Русского театрального общества на Петровском острове, позднее Доме ветеранов сцены имени Марии Савиной. Здесь, в церковном доме, батюшка поселился со своей семьей и прожил 11 лет.
В 1922 году власти пытались закрыть храм, но благодаря усилиям настоятеля и прихожан решение о закрытии церкви было отменено. Вокруг молодого священника образовалось братство из двух десятков человек – преимущественно представителей интеллигенции, а также послушницы закрытого Иоанновского монастыря. Приход всегда находился в юрисдикции Патриаршей Церкви.
В 1922 году власти пытались закрыть храм, но благодаря усилиям настоятеля и прихожан решение о закрытии церкви было отменено. Вокруг молодого священника образовалось братство из двух десятков человек – преимущественно представителей интеллигенции, а также послушницы закрытого Иоанновского монастыря. Приход всегда находился в юрисдикции Патриаршей Церкви.
2 декабря 1927 года отец Викторин посетил митрополита Сергия (Страгородского) в составе делегации ленинградских иосифлян, призывавших Заместителя Патриаршего Местоблюстителя «отказаться от намечающегося курса порабощения Церкви государством». 26 декабря отец Викторин отделился от митрополита Сергия, стал одним из активных деятелей иосифлянского движения, пользовался популярностью в среде интеллигенции. После закрытия Никольской церкви, с февраля по апрель 1930 года, отец Викторин служил в храме вмч. Пантелеимона на Пискаревке, с апреля 1930 года совершал богослужения в квартирах духовных детей, окормлял часть сестер закрытого Санкт-Петербургского во имя прп. Иоанна Рыльского монастыря. Летом 1930 года ездил в Саров и Дивеево, где исцелился от гангрены ноги; в том же году навещал отбывавшего ссылку в Моденском монастыре митрополита Иосифа (Петровых). Отец Викторин выступал против регистрации приходских советов иосифлянских церквей.
19 сентября 1930 года был арестован по делу «Всесоюзная организация Истинно-Православная Церковь» и заключен в Арсенальную тюрьму. До 12 мая 1931 года его допрашивали семь раз. Был приговорен к 10 годам лагерей. До отправки на строительство Беломорканала священник полтора года просидел в одиночной камере. Сначала Викторин Богоявленский был отправлен в Сибирь – в Мариинский лагерь, где находился на общих работах, затем 6 лет и 3 месяца провел в Беломоро-Балтийском лагере (Карелия), где вначале работал на строительстве канала, а после окончания фельдшерских курсов работал по специальности. Всего находился в заключении 6 лет и 3 месяца. Освободился досрочно «по зачетам» 7 декабря 1936 года.
Поселился на хуторе Гнездышко Маловишерского района. Работал лекарским помощником в областном интернате для дефектных детей им. Ушинского в с. Оксочи. Отец Викторин совершал тайные богослужения, на которые приезжали иосифляне, в т.ч. из Ленинграда. Был арестован 6 августа 1937 года, при обыске у него в кармане нашли Евангелие, что усугубило его вину. Обвинен в членстве в «контрреволюционной монархической организации» и в «антисоветской пропаганде» среди работников интерната, содержался в боровичской тюрьме. В боровичскую тюрьму по данному делу был помещен 31 «член контрреволюционной организации», от арестованных пытками добивались признания в «антисоветской деятельности». Один обвиняемый умер во время следствия, 24 признали вину, шестеро, в т.ч. Викторин Добронравов, которого допрашивали четыре раза, ее категорически отвергли.
15 декабря 1937 года особая тройка Управления НКВД по Ленинградской области приговорила его к высшей мере наказания. 18 декабря священник Викторин Добронравов и другие осужденные были расстреляны по месту заключения в тюрьме г. Боровичи.
Реабилитирован 25 декабря 1963 года. Причислен к лику святых Русской православной церкви 25 марта 2004 года для общецерковного почитания.