26 апреля 2018

Неизвестная Молдова: Старый Орхей – это не только скальные монастыри и красивые виды

Старый Орхей – пожалуй, самая популярная туристическая локация в Молдове. По выходным здесь наблюдается повышенная концентрация местных и иностранных туристов. Но, несмотря на статус визитной карточки, для большинства посетителей описание Старого Орхея сводится к нехитрому набору штампов – «красивые виды», «скальные монастыри» и «аутентичные дома». Максим Поляков рассказывает о неизвестной истории этого места.

История Молдовы похожа на «слоёный пирог» и если внимательно разглядывать прошлое, то можно найти многие ключи к пониманию настоящего. Причём, это касается как больших социальных явлений, так и мелких деталей окружающей реальности. Так, например, меня всегда интересовало происхождение каменных цветов, которые украшают воротные колонны, крыши и галереи традиционных молдавских домов.

Эти цветы – лотосы и, как рассказал Марк Ткачук, экзотический архитектурный элемент, вероятнее всего, пришёл к нам из Китая вместе с Золотой Ордой, которая контролировала территорию современной Молдовы в XIII—XIV веках. Именно на территории Старого Орхея находится один из важнейших памятников того периода – город Шехр ал Джедид ал Махруса (по-арабски) или Янги-Шехр (по-тюркски), что в переводе значит – «Новый город Богоспасаемый».

Шехр ал Джедид относился к городам, которые были построены централизованно и одномоментно. На месте города археологи довольно часто находят вещи, произведенные в Китае, Индии, на Ближнем Востоке и в Египте. Причина в том, что его строительством занимались мастера, пригнанные ордынской администрацией из разных концов восточного мира. Поэтому же на территории Старого Орхея можно обнаружить неожиданные элементы мировых культур. Например, здесь до сих пор сохранились остатки самой крупной во всей Золотой Орде мечети. К ней примыкал крытый восточный базар, похожий на тот, который сейчас находится в Стамбуле. Ближе к реке Реут, недалеко от сегодняшнего села Требужены, находился «банный комплекс». Две найденные бани отсылают нас к римско-византийской традиции, а третья, руины которой сохранились до сих пор, была построена в чисто восточном стиле.

Середина XIV века, по всему континенту, от Волги до Западной Европы, свирепствует «чёрная смерть» – занесённая из Восточного Китая бубонная чума. А здесь, на вершине уединённого скалистого мыса, образованного петляющим Реутом, члены суфийского братства непрерывно читают Коран. Суфии – последователи эзотерического течения в исламе, они проповедуют аскетизм и высокий уровень духовности. Обнаруженный археологами суфийский комплекс называется ханака. В центре ханаки, в мавзолее, суфии занимались своими религиозными практиками. Именно с их деятельностью связывают первое известное литературное произведение, записанное на территории современной Молдовы – высеченное в камне стихотворение великого арабского поэта-философа эпохи Аббасидов Абу аль-Атахия. Это была мистическая поэма о смерти.

К концу XIV века татары вытесняются с этих территорий, а на месте суфийского комплекса и татарского города возникает крепость Молдавского княжества. Внутри находился дворец пыркалаба — назначаемого господарём высшего военного и гражданского начальника города и округи. Его руины, а также фундамент церкви начала XV века дошли до наших дней.

На территории Старого Орхея множество примеров того, как сооружения предыдущих культур используются последующими. Так, скальные комплексы, которые в 7-8 веке до н.э. фракийские племена использовали для погребения усопших, первые христиане переоборудовали в монастыри, достроив и расширив под свои нужды. Долина Реута и отвесные скалы его берегов идеально подходили для раннего монашества, которое нашло здесь изоляцию и защиту от набегов татар.

Так, слой за слоем, в процессе экскурсии складывается сложная историческая картина этих мест. Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять, что сама природа, запутав Реут, определила будущее, в котором вытянутые, круто обрывающиеся мысы, стали естественными укреплениями для человеческих цивилизаций и культур, сменяющих одна другую.

Текст и фото: Максим Поляков

Подписывайся