5 главных кинолент Киры Муратовой
Режиссер Кира Муратова умерла в Одессе на 84-м году жизни.
Кира Муратова (урождённая Короткова) родилась 5 ноября 1934 в бессарабском городе Сороки, в семье секретаря сорокского подпольного уездного комитета коммунистической партии Румынии Юрия Александровича Короткова. Её мать – Наталья Исааковна Короткова-Скурту – еврейского происхождения, родом из Сорок; член компартии Румынии с 1928 года. Кира с отцом и матерью ещё перед войной поселились в Бухаресте, где родители находились на нелегальной работе. (читать подробнее)
В её картинах снимались Владимир Высоцкий, Олег Табаков, Рената Литвинова. Она завершила карьеру в 2012 году.
Locals выбрал 5 самых громких фильмов Муратовой, которые обязательно нужно увидеть каждому.
Долгие проводы (1971)
Мать-одиночка долгое время была обеспокоена только здоровьем и счастьем сына Саши. Когда сын подрос, у матери появилось время на женское счастье и она стала принимать внимание от заботливого и мягкого Николая Сергеевича. В каникулы Саша едет навестить отца. После летнего отдыха мама замечает, что ребенок изменился. Женщина находит у сына письмо папе, в котором говориться, что он хочет уехать к нему жить. Не зная, как поступить в такой ситуации, мать окончательно разрушает свои хрупкие отношения с ребенком.
Астенический синдром (1989)
Двухсерийный фильм-перевертыш. Одна часть цветная, другая – монохромная. Части никак не связаны между собой. Астенический синдром в медицине – это болезненное состояние, при котором настроение становится неустойчивым и в любой момент может последовать взрыв, а организм всеми силами старается сохранить внутренний баланс. Фильм “Астенический синдром” – это две новеллы. В первой – женщина, только что похоронившая любимого мужа, пребывая в нестабильном, ослабленном состоянии попадает к другим таким же людям, находящимися на грани нервного срыва. Вторая новелла – о школьном учителе, и другой грани астенического синдрома. Из-за пережитых неприятностей, он начинает засыпать в самых неподходящих местах. В конце концов, руководство отправляет его на принудительное лечение в психиатрическую больницу, где он с изумлением обнаруживает не психов, а вполне обычных людей, не безумнее тех, кто спокойно ходит по улицам.
Три истории (1997)
Три истории, в которых Кира Муратова рассматривает возможность совершить убийство. В каждой новелле на убийство решается человек, кажется, абсолютно не приспособленный для этого.
В первой истории остро встает квартирный вопрос – и тихий служащий везет длинный ящик с телом соседа в знакомую котельную №6. Во второй истории милая служащая больницы оказывается монстром, который ненавидит мужчин и женщин. Офа любит только детей, и особенно внимательно следит за судьбой отказников, от которых отказались в роддоме. А еще она любит Шекспира – особенно те страницы, где льется кровь. В третьей истории сталкиваются молодость и старость. Дедушка-инвалид и соседская девочка, которая помнит, что когда дедушка умрет, его комната достанется им с мамой.
Второстепенные люди (2001)
Это вечное возвращение к теме “маленького человека”. Что делает человека второстепенным? Какие неинтересные мысли и плоские чувства бродят внутри него? Кира Муратова говорит, что незначительным его делает безразличие других людей и отсутствие любви. Ее герои – трогательны в своей инфантильности и неуклюжести. Они словно играют в “казаков-разбойников”, они понарошку убийцы и понарошку страдальцы. Чувствительные, нелепые, печальные, жестокие – но не по-настоящему. “Второстепенный человек” даже жестоким не может быть на самом деле. А вот любить – может.
Вечное возвращение (2012)
[bagde][/bagde]
К женщине приходит ее бывший однокурсник и жалуется, что не может выбрать между проверенной годами любовь к жене и сиюминутной страстью к девушке. Мужчина злиться, уходит, хлопает дверью, возвращается… Один и тот же диалог происходит с разными персонажами, в разной обстановке. И только под конец становится понятно, что все это – не больше, чем пробы у уже умершего режиссёра, но продюсеры надеются закончить картину. Муратова разрушает стереотипы и так говорит о своей новой работе: ” Знаете, есть такой стереотип, скажем: Паша любит Машу, Маша любит Сашу, Саша любит Толика… Ну в конце фильма все устроены, а кто не устроен, тот попадает под машину, или его сбрасывают со скалы… Есть определенное количество таких стереотипов, которые мне осточертели. И это был главный импульс сделать этот фильм.