#таещёдоска: архитектору Алексею Щусеву
«…Самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры…»
«…Творчество в архитектуре более, чем в других искусствах, связано с жизнью…»
Эти слова принадлежат человеку, который во многом предопределил современный облик нашего родного города, нашему соотечественнику, архитектору с мировым именем – Алексею Викторовичу Щусеву. Мемориальная доска, установленная в честь великого архитектора, находится по адресу улица Щусева 77 (улицу переименовали в его честь – ранее она была Леововской) на торце дома, где Алексей Викторович жил в период с 1873 по 1891 год.
Мы собрали 10 фактов из биографии великого архитектора, которые должен знать каждый.
Алексей Викторович Щусев родился 8 октября (26 сентября по старому стилю) 1873 года в городе Кишинёве. Он был третьим ребёнком в семье чиновника в отставке Виктора Петровича Щусева и Марьи Корнеевны Щусевой (в девичестве Зозулиной).
Из воспоминаний А.В. Щусева:
…у меня сохранилась бумага-удостоверение с печатью города Ольвиополя – где сказано, что прадед мой, Константин Щусев, служил в войске Запорожском есаулом, из чего я заключаю, что происхожу от украинских казаков, то есть предки мои как бы сродни легендарному борцу за свободу Тарасу Бульбе, и моя фамилия имеет украинский корень «Щусь» – украинское название болотной птицы. Действительно, отец когда-то имел клочок хуторской земли в Херсонской губернии, недалеко от Балты. Землю он эту прожил по частям, когда служил в Бессарабии чиновником. Он имел чин надворного советника. Последней из его служб была должность смотрителя городской больницы…
Он был в семье одним из четырех братьев. К шестнадцати годам потерял обоих родителей.
Из воспоминаний А.В. Щусева:
…культурное влияние семьи, а затем семьи моего дяди – Матвея Корнеевича Зозулина, где мы некоторое время жили после смерти родителей, а так же влияние семьи инженера Апостолопуло, особенно его жены Евгении Ивановны, проживавшей в своём имении Сахарне на Днестре, где я летом гостил, создали у меня стремление добиваться высокого уровня по своей специальности. Я хотел быть и живописцем и архитектором…
В доме Щусевых было много книг и иллюстрированных журналов с репродукциями картин известных художников. По этим репродукциям Алеша впервые познакомился с именами известных художников разных стран и эпох и их произведениями. Он часто перерисовывал из журналов, то, что ему нравилось, но подлинников никогда не видел.
Увидеть все эти произведения было заветной мечтой мальчика. Отчасти, шанс представился…
В Кишиневе в то время жил богатый самодур-помещик, дослужившийся до генеральского чина. Он собрал хорошую коллекцию западноевропейской живописи, но почему-то никому не желал её показывать.
Об этом прознал двенадцатилетний Щусев-гимназист. Набравшись смелости, он проник на территорию усадьбы помещика и дерзнул с ним заговорить о живописи – очень подробно и с красочным описанием полотен. Но при этом он утверждал, что никогда их не видел, а знает полотна только по фотографиям в журналах.
Генерал, выслушав его, по какому-то странному стечению обстоятельств, показал маленькому Щусеву коллекцию картин, которую хранил в загородном имении. И среди этих полотен было много архитектурных пейзажей. Впечатление от этого события было громадное. По словам Щусева, оно отчасти определило его будущее. Будущее великого архитектора.
Алексей получил хорошую дошкольную подготовку и учился во Второй Кишинёвской классической гимназии.
Гимназия дала юному Щусеву хорошие знания древних языков, античной литературы и истории. Любимым предметом было рисование. За свои рисунки он получал многочисленные награды и похвальные листы. В 1891 году юный Алексей Щусев оканчивает Кишиневскую гимназию. Он твердо решает поступать в Санкт-Петербургскую Академию художеств, считавшуюся в то время крупнейшей и лучшей в России художественной школой. Экзамен по всем предметам был удачно сдан и уже в августе 1891 года Щусев был зачислен учеником первого курса архитектурного отделения Академии художеств. Щусев занимался в мастерских архитекторов Григория Ивановича Котова и Леонтия Николаевича Бенуа, которые воспитали целую плеяду русских зодчих. Одновременно он посещал живописные классы Ильи Ефимовича Репина и Архипа Ивановича Куинджи.
В 1897 году Щусев защищает свой дипломный проект загородной виллы по классу профессора Бенуа. В том же году его награждают золотой медалью, и ему предоставляется право на творческую командировку за границу. Шестнадцать месяцев, проведенных в путешествии по городам Англии, Франции, Италии, Африки, обогатили архитектора массой впечатлений, наглядно познакомили с памятниками мирового зодчества.
Первой самостоятельной работой, которую Алексей Щусев получил по возвращении в Петербург, была перестройка жилого дома № 14 на набережной реки Фонтанки, напротив Инженерного замка. Этот дом существует до сих пор.
С 1901 года он состоял на службе в канцелярии оберпрокурора Святейшего Синода. Одним из первых самостоятельных заказов было проектирование иконостаса для Успенского собора Киево-Печерской лавры.
Именно Щусев стал одним из лидеров исторически достоверного подхода к реконструкции. Получил звание академика в 1910 году за кропотливую и научно обоснованную работу по восстановлению Храма св. Василия в Овруче.
Смутный период революции А.Щусев провел, проектируя железнодорожные вокзалы малых станций. А вот после революции оказался одним из самых востребованных архитекторов для новых руководителей новой России. Его деятельность началась с профсоюзной линии. В 1917 году он организовывал “Союз зодчих России”. А в 1922 году А.Щусев сменил Ф.О.Шехтеля на посту председателя Московского Архитектурного Общества. Одним из его достижений на этом поприще стало установление неотменяемых премий для победивших на конкурсах проектах. В годы начала НЭПа, когда о реальном строительстве речь и не шла, а многие архитекторы остались без работы, все это было очень актуально.
Но новым уровнем, настоящей вехой, которая обернулась охранной грамотой для всей дальнейшей жизни архитектора, стала возможность возвести Мавзолей для усопшего в 1924 году вождя революции – Владимира Ильича Ленина. Из воспоминаний А.В. Щусева:
…меня вызвали в Колонный зал Дома советов около 12 часов ночи. Я успел захватить инструменты из мастерской, а затем должен был направиться в помещение, предоставленное мне для работы. Уже наутро необходимо было начать разработку трибун, закладку фундамента и склепа мавзолея…
Первую временную постройку он создал за считанные часы, а затем перестроил ее к весне 1924 года также в дереве. Это сразу был ступенчатый кубический объем, напоминающий древние мавзолеи-гробницы, но выполненный в конструктивистском духе. Когда было принято решение о консервации тела Владимира Ленина, то возникла задача возведения уже постоянной постройки, которая тоже стала работой А.Щусева и развитием того же первоначального замысла.
Кстати, ленинский мавзолей был первым в своём роде подобным сооружением с трибуной для приветствия.
Другим параллельным сюжетом в его деятельности в начале Советской власти стала разработка генерального плана столицы “Новая Москва”. План этот предполагал аккуратное выявление и сохранение исторически сложившегося центра города, и дальнейшее развитие его кольцевой застройки. Но окончательный план реконструкции был утвержден лишь в 1935 году, и большую часть щусевских идей в него не включили.
Трудным временем 37-ой год был для всей страны. Рискованным он стал и для А.Щусева – в прессе была начата компания против него. Письма потесненных соавторов Савельева и Стапрана, а также разных членов его мастерской и учеников, например Чечулина, начали появляться в печати. Замаячил признак грядущего ареста… Однако, напряженная ситуация вскоре рассосалась и репрессии (к счастью!) не коснулись архитектора.
Иронично, но в 1940 году он руководил реставрацией и перестройкой зданий НКВД на Лубянке. Известен его неофициальный отзыв – «…Попросили меня построить застенок, ну я и построил им застенок повеселее…»
В родном Кишинёве знаменитый архитектор построил два дома. Первый – в долине Роз. Он был спроектирован в 1897 году для родственников жены-семьи Карчевских. Это каменный двухэтажный коттедж с большой верандой и башенкой. Крытый черепицей и построенный из местного камня, он живописно вписывался в окружающий ландшафт.
Выглядит сейчас так.
Другая работа Алексея Викторовича – одноэтажный дом Драгоева на углу улиц Пушкина и Бернардацци, построенный в 1901 году.
Он спроектирован под влиянием работ в Самарканде. Щусев применил резьбу по камню и цветные изразцы. Оба дома стоят до сих пор.
В 1912 году Щусев построил церковь в имении помещика Богдана (село Кухурешты).
Скромная по размерам, она представляет несомненный интерес, как в художественном отношении, так и по манере исполнения. В этом сооружении Алексей Викторович стремился творчески применить традиции народного молдавского зодчества.
Значительное место в деятельности Щусева в 1940-е годы занимали проекты восстановления городов, разрушенных в годы Великой Отечественной войны – Истры, Новгорода и его родного Кишинёва.
«… Кишинёв будет иным, обязательно будет, он станет современным, социалистическим городом…» – говорил великий архитектор.
Непосредственно на плане города Щусев наметил пробивку бульвара от собора в сторону реки Бык и трёх магистралей, сходящихся лучами возле старого базара (бывший проспект Молодёжи – нынешний проспект имени Григорие Виеру).
Архитектор считал, что Кишинёв – как город нашего времени – возник на базе плана 1830-1840 годов, разработанного по образцу планов многих русских городов того времени, на основе равновесия и симметрии, с довольно формалистическим подходом к планировочной ориентации в целом.
В данном случае предложения Алексея Викторовича об устройстве трёхлучевой композиции оправдывались уже сложившейся планировкой. Впоследствии эта мысль легла в основу решения центральной части города.
Великая Отечественная война прервала работу Щусева на долгих пять лет. Но уже в 1945 году Комитет по делам архитектуры при Совете Министров СССР поручили Щусеву разработку генерального плана Кишинёва – столицы МССР. К разработке генерального плана Кишинёва Алексей Викторович привлёк как московских архитекторов, так и архитекторов работавших в Молдавии – И.И. Новикова, Р.Е. Курца, В.И. Барановскую, Э. В. Фонгаузен, В. А. Войцеховского и многих других.
Решением инженерных вопросов занималась большая группа московских специалистов под руководством брата Щусева – Павла Викторовича Щусева, доктора технических наук, одного из крупнейших советских инженеров.
Приступая к проекту реконструкции города, Щусев тщательно изучает его, делает серию набросков. Эти минутные зарисовки без всяких претензий на законченность делаются для себя, для памяти. В них фиксируются случайные, но обратившие на себя внимание особенности пейзажа, силуэты местности или отдельные сооружения. Тщательное знакомство с городом Щусев считает обязательным для архитектора -об этом он говорит не раз в своих докладах и беседах с зодчими, работающими по восстановлению городов Молдавии.
Щусев лично контролировал выполнение некоторых проектов, часто вызывал к себе (в Москву) авторов крупных сооружений – архитектора Чуприна (автор проекта железнодорожного вокзала), архитектора Валентина Войцеховского (автор проекта административного здания Министерства пищевой промышленности и кинотеатра «Патрия») и других.
В 1947 году Алексей Викторович приехал в Кишинёв и представил правительству Молдавии уточненный проект генерального плана Кишинёва. В него были включены новые вопросы, связанные с развитием города, с экономикой застройки, водоснабжением и созданием зелёных массивов. Этот вариант генерального плана был принят руководством республики. Однако вновь возникли новые вопросы этажности застройки и использования земель. Окончательный план, принятый в 1949 году, Алексей Викторович подписать уже не смог…
Щусев планировал город своей мечты, город, который сам называл «Южной Пальмирой». Город — архитектурную утопию. Его Кишинев свободно разбегается от резко выделенного центра по окрестным холмам. «После полной реконструкции Кишинев будет настоящим индустриальным центром, столицей Советской Молдавии, в которой расцветут советская наука, техника и искусство». Смысловой центр всей композиции — Триумфальная арка. Между нею и Кафедральным собором на месте бывшего рынка намечена площадь с парком Победы. По ее сторонам располагаются колоннады Музея боевой славы, обелиски, а между ними — орудия и танки минувшей войны. По другую сторону от арки — трехэтажный Дом правительства, с обширными внутренними дворами и флигелями, охватывающими площадь с трех сторон. Над главной колоннадой — купол, напоминающий Таврический дворец в Петербурге. От этого центра к Рышкановке (которую лишь предполагалось включить в городскую черту) расходятся три «луча» — широких радиальных проспекта.
«Лучи» упираются в полноводный Бык, одетый в гранитную набережную. План включал строительство больших гидротехнических сооружений: Гидигичского водохранилища, Комсомольского озера, наконец, соединение Быка с Днестром, что сделало бы возможной постройку речного порта. Все эти сооружения проектировал брат А. В. Щусева — Павел Викторович, крупный инженер. Зеленые зоны должны были окружать город и глубоко врезаться в его застройку. Щусев умел тонко учитывать местную архитектурную традицию во всех своих постройках — от Бари до Алма-Аты, от Царского Села до Абастумани. И в декоре кишиневских зданий он советовал использовать местные мотивы — виноградную лозу, акант, — но без чрезмерного украшательства, на которое было так щедро зодчество модерна. А на Буюканском спуске архитектор предусмотрел дом-мастерскую, где рассчитывал работать на закате дней. Увы, этого не случилось. В 1949 году, когда кишиневские архитекторы — друзья и ученики Щусева — готовились встречать его на родине, из Москвы пришла траурная телеграмма…
Летом 1949 года архитектор снова должен был посетить Молдавию. Все его друзья и ученики готовились к встрече, когда пришла телеграмма от Михаила Алексеевича (сына Щусева) с печальной новостью… Алексей викторович Щусев умер. Отказало сердце.
Умер Щусев в Москве 24 мая 1949 года в возрасте 76 лет. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
В родном городе архитектора, Кишиневе, его имя присвоено одной из центральных улиц и детской городской художественной школе. В доме, где родился и вырос архитектор, сейчас расположен музей – он находится на улице Щусева 77 – в котором хранятся его личные вещи, фотографии и документы.
Музей был открыт в 1945 году, но спустя некоторое время он, к сожалению закрылся. И только в 1972 году было принято правительственное решение о его восстановлении.
План послевоенной реконструкции Кишинева — самый масштабный из всех молдавских проектов Щусева, последний крупный замысел зодчего. Этот план сегодня можно увидеть в доме-музее архитектора в виде написанных им акварелей.
Авторы: Сергей Петренко и Владимир Цуркан
читайте другие истории города в VK авторов