Молдавские корни: хореограф Борис Эйфман
Кишинев сыграл особую роль в судьбе и творческой биографии хореографа. В этом городе прошли детство и юность Бориса Эйфмана. Именно в Кишиневе он открыл для себя мир балета, получил начальное хореографическое образование и создал первые работы.
Борис Эйфман родился 22 июля 1946 года в семье мобилизованного перед войной в Алтайский край из Бессарабии на строительство завода танковых двигателей инженера Янкеля Борисовича Эйфмана и врача Клары Марковны Эйфман. В 1951 году семья вернулась в Кишинёв, где Борис Эйфман закончил вечернюю школу и занялся балетом в студии при Дворце пионеров.
«В 13 лет я начал сочинять хореографию и уже тогда знал, что посвящу этому всю свою жизнь. В 16 у меня была своя небольшая труппа, для которой я создавал балеты. Примечательно, что уже в них присутствовало драматургическое содержание. С самого начала я не просто ставил набор движений, а воплощал в танце идеи и эмоции», – рассказывает о том периоде Борис Эйфман. Хореограф не раз отмечал, что с искренней теплотой вспоминает проведенные в Кишиневе годы и своих первых учителей, прививших ему любовь к балетному искусству.
В 1960 году он поступил на впервые организованное в том году хореографическое отделение Кишинёвского музыкального училища по классу Рашель Иосифовны Бромберг, одновременно перенял у Бромберг руководство хореографической студией при Дворце Пионеров (1962—1966), в которой некогда начались и его занятия танцем. Окончил Кишинёвское музучилище в 1964 году, и после безуспешной попытки поступить в Кишинёвский политехнический институт на протяжении следующего года работал артистом балета в Молдавском государственном театре оперы и балета.
Проработав несколько лет в Молдавии, Эйфман отправился в Северную столицу и поступил в Ленинградскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова на хореографическое отделение. Дипломированным балетмейстером Борис Эйфман стал в 1972 году, но еще за два года до того он уже осуществлял свои первые профессиональные постановки на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде. Это были классические спектакли «Жизни навстречу», «Гаянэ», «Блестящий дивертисмент» и многие другие.
После окончания консерватории хореограф стал постановщиком Ленинградского государственного академического Театра оперы и балета имени С. М. Кирова, где впервые поставил балет «Русская симфония». Параллельно молодой человек преподавал в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. Всесоюзная слава пришла к Борису Эйфману после того, как он взялся поставить сложнейший спектакль «Жар-птица» на музыку композитора Игоря Стравинского и успешно реализовал задуманное. С этим балетом хореограф гастролировал не только по Советскому Союзу, но и по другим странам. В частности, он произвел фурор среди японской публики.
В 1977 году Борис Эйфман организовал «Новый балет» (сегодня — Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана) — первый в Советском Союзе авторский театр современной хореографии. Коллектив Эйфмана поначалу был совсем небольшим. У театра не было ни своей сцены, ни постоянных помещений для репетиций и хранения реквизита. Однако первая же программа имела у зрителей огромный успех. Среди его постановок были «Только любовь» (музыка Родиона Щедрина), «Вечное движение» (Арама Хачатуряна), «Под покровом ночи» (Белы Бартока).
В СССР в те годы западная музыка была под негласным запретом. А Бориса Эйфмана вдохновляло творчество западных музыкантов. Он создал спектакль «Искушение» на музыку Рика Уэйкмана, участника британской рок-группы Yes, балет «Бумеранг», основанный на творчестве Джона Маклафлина — британского гитариста, играющего джаз-фьюжн. После этой постановки о балетмейстере написала газета «Нью-Йорк Таймс». Публикация называлась «Борис Эйфман — человек, который осмелился».
В конце 80-х годов театр Эйфмана впервые выехал на гастроли — в Нью-Йорк. Позже эти поездки стали ежегодными. Сегодня театр известен в странах Северной и Южной Америки, Европы и Азии. Эйфман создал более 40 балетных постановок разных жанров. Среди них — спектакли по мотивам русских классиков, сказки, рок-балеты.
Бориса Эйфмана называют хореографом-философом, балетмейстером-психоаналитиком и «театральным волшебником». Персонажей своих спектаклей Эйфман считает «спутниками своей жизни». Он стремится открыть неизвестное в известных героях — и делает это с помощью балетного искусства. Сегодня хореограф преподает в Академии танца, открытой в Санкт-Петербурге по его инициативе в 2013 году и остается художественным руководителем Государственного академического театра балета Бориса Эйфмана.
Когда Борис Эйфман был молод, ему приписывали огромное количество романов с самыми знаменитыми женщинами. Самые громкие романтические отношения у хореографа были с актрисой Анастасией Вертинской.
Но женился он гораздо позже и на другой женщине. Его супругой стала балерина Валентина Морозова. Они долгое время работали вместе, да и сейчас Валентина Николаевна оказывает мужу неоценимую помощь, только уже не как танцовщица, а как педагог хореографии. Борис и Валентина были уже в зрелом возрасте, когда решились стать родителями: в 1995 году на свет появился их сын Александр.
___
3 октября в Кишиневе состоится единственное выступление труппы Бориса Эйфмана. На сцене Национального театра оперы и балета Республики Молдова имени Марии Биешу будет показан балет «По ту сторону греха» (спектакль пройдет под альтернативным названием «Братья Карамазовы»). Труппа посетит молдавскую столицу впервые с 1988 года. Историческое возвращение коллектива в молдавскую столицу произойдет в юбилейный для него год: в 2017-м Театр празднует 40-летие.