Карнавал в Кишиневе: объятия под Аркой и разборки с Пушкиным
10 июня в Кишиневе прошёл 9-й cовременный карнавал “Vara Chişinăuiană”.
Многие зрители пришли на игру в своих костюмах, а у кого их не было, тем достались крылья, пелерины и многоярусные шляпы из театральной коллекции Мастера Андры. Этот необычный карнавал раскрывает тонкую, невидимую красоту таких вещей, как старые дома Кишинева или почти исчезнувшая река. По отзывам зрителей, их самоощущение и ощущение города действительно меняется. “Я как будто побывала в другой реальности, – говорит Ирина Михайлова, ученый-биолог. – Не понимаю, как это произошло, ведь игра была такая простая!” А вот как: по мнению ZaO-Студии, самое простое движение становится ритуалом, если человек прислушивается к своему внутреннему миру. И одно-единственное ведро воды может превратиться в Турецкий Фонтан – источник из 30 струй, который в 19-м веке поставлял воду всему Кишиневу.
А еще у карнавальных актеров были вопросы к Пушкину, и тусовка с ним удалась, хотя какой-то малыш все время пытался им объяснить, что это всего лишь памятник. Но если у вас есть вопросы, то лучше их задать. Не верите – спросите у Парсифаля, был такой рыцарь, который не задал вопрос, и хорошо ему от этого не было.
В карнавальной игре ”Каменный гость по-кишиневски” Пушкин сообщил собравшимся, что его знаменитое стихотворение “Проклятый город Кишинев, тебя бранить язык устанет” по законам карнавала, в котором все наоборот, является не бранью, а хвалой Кишиневу, пожеланием стать больше и лучше. А ведь помогло: после вдохновенной пушкинской брани-хвалы наш город очень быстро поднялся. Ну, коли так, актеры из благодарности к Пушкину тут же выбранили поэта его собственными словами, распевая на мотив Верди “Ай да Пушкин, ай да сукин сын!”
“Когда мы делали этот ритуал в 2011-м, пушкинская цитата почему-то шокировала публику, – рассказывает актер Андрей Шиманский, игравший “Каменного гостя”. – На сей раз все прошло идеально. Как по мне, А.С. , гулявший по этому парку в клетчатых панталонах и турецкой феске, что он обычно делал во время своей ссылки в Кишиневе, был бы рад нашей компании”.
Не обошел карнавал и Триумфальную Арку: как можно, это же пересчение Нижнего и Верхнего города, точка гармонии, Кишиневская Монада. Чтобы Монада не скучала, актеры “вспахали” асфальт бамбуковым шестом и засеяли звоном колокольчиков. Из этого звона тотчас взошел Цветок Бесконечности, по линиям которого все долго, беспорядочно, красиво, как во сне, бегали под Аркой. “Странно: чем дольше, тем легче становилось, как будто бежали уже не по земле, – расказывает актриса Студии Ната Бриткова. – Правило было такое: с кем-то столкнулся – подхвати человека и помоги двигаться туда, куда он бежал. Эта невесомая беготня закончилась общим объятием. Каждый раз, когда играем “Цветок Бесконечности”, финал именно такой, хотя это и не предусматривалось”.
Потому что Триумфальная Арка – на самом деле портал любви. Если вдуматься, это лучший из всех Триумфов.
Вот доказательство. Есть в карнавале классический персонаж – Смешная смерь. Она подглядывет за жизнью, хочет в ней участвовать, но не может на это решиться. Возле Арки Смертушку играла Наталья Здбиняк, и двое очень молодых людей (на двоих им было лет 10) стали за ней приударять. Даже мрачный черный берет с зеркалами их не отпугнул. В конце концов оба признались ей в любви. “Они опередили наш карнавальный ритуал преображения Смерти, превращения ее в прелестную Коломбину, – говорит Елена Кушнир. – Правильно работает чутье у кишиневской молодежи!”
Карнавал организовала Студия театральной импровизации ZaO совместно с Агентством по туризму Молдовы. В прошлом году “Vara Chişinăuiană” признали туристической достопримечательностью. Того и гляди, станем одним из карнавальных городов мира. Ну что ж, ведь в нашем карнавале актеры и зрители играют на улицах вместе, а этого нет больше нигде.
Контакты: 078280708
https://web.facebook.com/talamega/
Фото: Елена Тиунова, Ирина Сербина, Саша Черная