История Кишинева: памятник императору Александру I
Обложка итальянского журнала “La Donna” от 5 ноября 1912 года.
Главная фотография – деталь памятника императору Александру I, который вскоре будет установлен в центре Кишинёва. Женские образы рисуют нам богатую Россию, радушно принимающую в свою объятия девушку попроще – Бессарабию. Надо сказать, что такой символизм (Бессарабия, устремившаяся в объятия к России) уже в те годы вызывал критику в прессе.
Попал сей образец истории Бессарабии и Кишинёва на обложку итальянского журнала потому, что автором памятника был известный итальянский скульптор Этторе Ксименес.
Юрий Швец рассказывает длинную историю о короткой судьбе этого памятнике.
История создания памятника Александру I, который был установлен в 1914 году в самом центре Кишинёва – между Митрополией (Архиерейским домом) и Святыми Вратами.
Приближающийся 100-летний юбилей присоединения Бессарабии к России было решено увековечить, помимо многочисленных других мероприятий и проектов, и в виде памятника Императору Александру I.
Губернским предводителем дворянства камергером А. Н. Крупенским для этих целей был сформирован специальный комитет, куда вошли он сам, Архиепископ Кишинёвский и Хотинский Серафим, гофмейстер Двора Его Императорского Величества А. Н. Харузин, губернатор Бессарабии М. Э. Гильхен и вице-губернатор А. Н. Юган, Председатель Бессарабской Губернской Земской Управы К. А. Мими, кишинёвский Городской Голова Ю. И. Левинский и камергер Его Императорского Величества А. К. Леонард (с 1912 года – предводитель дворянства Бессарабской губернии).
Разрешение на сооружение памятника в Кишинёве было дано 9 ноября 1911 года Императором Николаем II. Финансирование предполагалось из добровольных пожертвований, которые удалось собрать достаточно быстро в сумме около 120 000 рублей.
Последовало Высочайшее соизволение на сооружение в Кишиневе в ознаменование исполняющегося 10 июля 1912 года столетия присоединения Бессарабии к Российской Империи на добровольные пожертвования памятника Александру I и на образование для этого особого комитета.
Комитет приступил к поиску скульптора, который бы предложил подходящий проект. Памятник предполагалось установить уже в следующем юбилейном 1912 году. Это накладывало жёсткие временные рамки для скульпторов, которые один за другим отказывались по этой причине от данного предложения. Поэтому решено было обратиться к зарубежным художникам. Итальянский скульптор Этторе Ксименес (Ettore Ximenes) изъявил своё желание разработать проект монумента и изготовить его в самые кратчайшие сроки – к сентябрю 1912 года.
Выбор иностранного скульптора вызвал в прессе того времени жёсткую критику. Например, в газете «Одесский листок» от 24 апреля 1912 г. вышла по этому поводу статья, в которой утверждалось, что местные художники знают и русский быт, и русскую историю, тогда как иностранные в этом всём «ни в зуб толкнуть», что для такого патриотического монумента очень важно. В этой же статье был раскритикован и сам проект памятника, представленный Э. Ксименесом:
Идея памятника, которую должны выражать горельефы, та, что Россия принимает в свои объятия Бессарабию. Стало быть, «присоединение» надлежит тут понимать не в действительном смысле, а возвратном: Бессарабию никто не присоединял; она… сама себя присоединила. Но не в этом дело, а в выдержанности исполнения. Россию изображает женщина красивая, величественная, с распущенными волосами и подобием римской тоги на спине. Видевшие этот рисунок говорят, что в женщине этой гораздо больше общечеловеческого, чем русского, что изображает она не конкретную, русскую, а какую-то отвлечённую Россию. И Бессарабию изображает какая-то абстрактная, идеализированная пейзанка, без типичных черт.
Сомнениям подвергался и указанный Э. Ксименесом короткий срок выполнения работ.
Памятник состоит из постамента, к которому ведет лестница из 7 ступеней, и фигуры Императора. Постамент и лестница из бовенского розового гранита; длина лестницы по фасаду Александровской улицы 12 метров. На постаменте установлена бронзовая фигура Императора, в 4 арш. вышины, в походном сюртуке, с непокрытой головой. У ног Императора, выступая от постамента, горельеф, изображающий в виде двух женщин, Россию принявшую в свои объятья исстрадавшуюся Молдавию. Горельеф из бронзы: над горельефом бронзовый орел, осеняющий своими могучими крыльями обе фигуры. Вышина архитектурной части памятника 6 метров. Памятник имеет быть установлен в 9 арш. от ходовой полосы тротуара улицы. Стоимость памятника 75 т. р . фонари к нему 5 т. р., приведение площади около памятника в порядок 18 т. р.
Церемония освящения места под памятник и закладка первого камня состоялась 17 мая 1912 года в рамках масштабных празднований векового юбилея присоединения Бессарабии к России. После речи Высокопреосвященного Серафима и торжественного молебствия был зачитан и акт закладки, написанный на пергаменте:
В лето от Рождества Христова 1912, в царствование Императора Николая II Александровича, мая 17, во время управления епархией архиепископом Серафимом, в присутствии товарища министра внутренних дел, гофмейстера двора Его Императорского Величества А. Н. Харузина, в бытность управляющим бессарабской губернией действительного статского советника А. Н. Югана, при участии комитета по сооружению памятника в составе членов его и. д. бессарабского губернского предводителя дворянства А. К. Леонарда, председателя бессарабской губернской земской управы А. Ф. Алейникова, бендерского уездного предводителя дворянства Ф. Ф. Крупенского, кишиневского городского головы Ю. Г. Левинского, председателя кишиневской уездной земской управы М. С. Главче, камергера двора Его Величества А. Н. Крупенского, члена государственной думы П. В. Синадино, непременного члена Бессарабского губернского по земским и городским делам присутствия С. В. Кочерва, протоиерея о. Н. Лашкова, ключаря кишиневского кафедрального собора, протоиерея о. В. Гума и гласных бессарабского губернского земского собрания: барона А. Ф. Стуарта, А. И. Гофмача и П. И. Ботезата совершена закладка памятника в Бозе почившему Императору Александру I Благословенному по проекту скульптора Л. А. Ксименес, в память столетнего присоединения Бессарабии к России.
Акт был заключён в металлический футляр и заделан в фундамент, после чего состоялась и сама закладка памятника. Первый камень заложил архиепископ Серафим, потом гофмейстер А. Н. Харузин, затем управляющий губернией А. Н. Юган и другие лица.
Сомнения по заявленным Э. Ксименесом срокам изготовления памятником сбылись. К сентябрю 1912 года ничего не было готово.
В газете «Одесские Новости» от 15 августа 1913 года было напечатано интервью с бессарабским губернатором М. Э. Гильхеном, где последний сообщал, что задержка происходит исключительно по вине итальянского скульптора, который в это время занят другим памятником – Столыпину в Киеве. Там же высказывалась надежда, что к осени того же года памятник в Кишинёве наконец-то откроют. Но и в 1913 году этого не случилось, хотя в “Одесских новостях” от 28 августа 1913 году коротко упомянули о том, что скульптор Ксименес прибыл в Кишинёв для установки памятника императору. Видимо, всё же речь шла не об установке, а о каких-то подготовительных работах.
О дальнейшей судьбе памятника мы узнаём из прессы того времени. В феврале 1914 года в газете “Гласул Басарабіей” (1914, № 7(43)) писали, что завершающие работы над памятником начнутся в марте этого года под надзором Э. Ксименеса:
16 Февруаріе 1914
Штирй дин Кишинъу.
Пела ынчепутул луй Мартіе ор съ апуче де сфыршит монументул (памятник) ымпъратулуй Александру І.
Кум се скріе, скулпторул Ксименес ва соси ын Кишинъу ши суб привигеря луй се ва лукра монументул.
Ввиду ожидаемого Высочайшего посещения Бессарабии Государем Императором, или вместо Его Величества Великим Князем, ко дню открытия памятника Императору Александру I Благословенному в Кишинёве перед Митрополией, на отведённой Высокопреосвященным Серафимом площади, Комитет по настоятельному предложению Его Высокопреосвященства постановил: окончить в чистоте памятник не позже 1 мая с. г., а также и мощение площади вокруг памятника; о приготовлениях к ожидаемому событию ввиду его чрезвычайности довести до сведения высших военных и учебных властей; в ближайшие дни устраивать соединённые собрания Комитета и местных представителей военного и учебного ведомств для совместного составления общей программы приготовлений к торжествам.
Освящение памятника состоялось 3 июня 1914 года. Для этого в Кишинёв приехал Император Николай II со своей семьёй. Император сам участвовал в церемонии открытия. До нас дошли кинокадры хроники этого события, а также фотографии:
Были также отчеканены и памятные жетоны:
Памятник Александру I был установлен в самом центре Кишинёва – между Митрополией (Архиерейским домом) и Святыми Вратами, положив тем самым начало целому ряду монументов, установленных после на том же самом месте и сменяющих друг друга с каждой новой властью в Бессарабии.
Судьба уготовила этому памятнику недолгую жизнь. Мировые события привели к тому, что 2 декабря 1917 года была провозглашена Молдавская Демократическая Республика, которая 27 марта 1918 года была присоединена к Королевству Румынии. Новая румынская администрация поначалу не знала, что ей делать с памятником российскому императору. До принятия решения его скрыли под большим полотнищем от глаз публики. Но полотнище периодически срывали по ночам. Администрация, видимо, опасаясь того, что памятник может стать символом сопротивления новым властям и источником беспорядков, решила всё-таки снести его в том же 1918 году. Памятник был перевезён в военный музей Бухареста.
Автор: Юрий Швец (по материалам oldchisinau.com)