Исчезнувшие здания Кишинёва: церковь Архангелов Михаила и Гавриила
Осенним утром 1955 года к храму с вековой историей пригнали технику и приступили к его сносу. Несмотря на почтенный возраст, здание даже не дрогнуло от первых ударов.
Первое упоминание о церкви в Кишинёве относится к XVIII веку. Жители Кишинева в XVIII столетии, благодаря содействию и заботам молдавских монастырей, находившихся в ведении патриарха Иерусалимского, построили святую обитель во имя св. Николая. В 1739 году эта церковь была разрушена в русско-турецкой войне в результате сражения в окрестностях Кишинёва.
27 июля 1741 года господарь Григоре Гикэ позволил Лупу Нэстасе, бывшему сердару во время разрушения церкви, отстроить её с основания. Спустя 2 месяца она была построена, в ней служили два священника и диакон. Но и это здание простояло недолго.
2 июня 1806 года вместо этой церкви сыновья протоиерея Константина Макарескула соорудили храм во имя святого Архангела Михаила. Через 6 лет, в 1812 году, когда русские воины освободили эти края от Турецкого владычества, Бессарабия вошла в состав Российской империи. Именно в Свято-Архангело-Михайловской церкви жители Кишинева присягнули русскому царю на верное подданство. Вскоре после этого церковь получила статус кафедрального собора, который стал местом молитвенного служения выпускника Киевской семинарии первого святителя Бессарабской церкви, архипастыря митрополии Гавриила Бэнулеску-Бодони. После него здесь возносил молитвы его преемник епископ Димитрий Сулима.
В 1818 году святую обитель посетил император Александр I, прибывший в Бессарабию познакомиться с краем. Он поблагодарил просветителей Бессарабской церкви митрополита Гавриила и епископа Димитрия за их труды и мудрую церковно-административную деятельность.
В зданиях вокруг церкви митрополит Бэнулеску-Бодони основал типографию, печатавшую книги на молдавском языке между 1814 и 1870 годами. К северу от церкви находилась первая резиденция митрополита Гавриила. Это было здание с открытой галерей с дорическими колоннами.
В этом же здании позже располагался историко-церковный музей, основанный Иосифом Пархомовичем.
Этот собор упоминается и в книге И. Халиппы “Город Кишинев времен жизни в нем Александра Сергеевича Пушкина”:
“В старом соборе (Св.-Михайловском) бывали у исповеди и причастия все военные чины, штаты областной администрации и консистории. В списках бывших у исповеди и святого причастия в 1822-м году мы нашли Исправляющего должность полномочного наместника Области генерал-лейтенанта и кавалера Ивана Никитича Инзова, а среди трех „состоящих при нем чиновников” (между адъютантом армии майором Владимиром Маливинским и тит. с. Дм. Смирновым) –коллежского секретаря Александра Пушкина, 23-х лет.”
В 1902 году в Кишиневе начались приготовления к торжествам по случаю столетнего юбилея храма. Обитель получила разрешение на сбор пожертвований на капитальный ремонт здания как внутри, так и снаружи. Иконостас реставрировали по фотографиям, сделанным членами Бессарабского археологического общества, с древних образов. Тогда же в притворе храма, на южной стене, укрепили небольшую мраморную плиту с надписью на молдавском языке. Находку обнаружили в кладовой и укрепили на видном месте. Прихожанин, входя в храм, непременно с ней встречался глазами: “Сей святой и Божественный храм св. архангелов Михаила и Гавриила, а издревле св. иерарха Николая, города Кишинева Лапушнянского уезда, вновь и с основания устроен и украшен нами, братьями, майором Иоанном и сардарием Федором, сыновьями протоиерея Константина Макарескула, в память и славу чествования со стороны нашей сего праздника. С умиленным сердцем молим Господа Бога, чтобы он принял свое от своих и чтобы хранил град и здание сие во веки. Аминь. 1806 г. июня 2”.
24 сентября 1906 года сотни кишиневцев пришли на торжества по случаю столетней годовщины Архангело-Михайловской церкви. Площадь перед храмом и весь церковный двор украшали национальные флаги. К половине десятого, под колокольный звон, прибыл епископ Аркадий. Отслужив Божественную литургию, владыка с серебряным архиерейским жезлом митрополита Гавриила, с хорошо сохранившейся митрой иерарха, в сопровождении кишиневского духовенства совершил крестный ход. В тот день епископ Аркадий, обращаясь к своей пастве, произнес: “Поведаем нашим детям и внукам, что вера в Бога и надежда на Него низводят на землю милосердие и помощь Всемогущего. Эту истину завещаем же в наследство нашим потомкам. Памятником исповедания нами этой святой истины да послужат сотни тысяч православных храмов по всей земле “…
Но не минуло и полувека, как осенним утром 1955 года к храму пригнали технику и приступили к его сносу. Несмотря на почтенный возраст, здание даже не дрогнуло от первых ударов. “Я шла в школу, – вспоминает Людмила Шевченко, жительница Кишинева, – и вдруг возле церкви увидела настоящий танк, который делал непонятные движения. Набрав скорость, он налетал на храм, пытаясь протаранить стены. На другой день, идя той же дорогой, видела, что, несмотря на зияющие провалы в стенах, церквушка все еще стоит. Несколько дней моя набожная бабушка, следившая за развитием событий, рассказывала, как власти сражаются с церковью”.
Архитектор Г. Босенко тоже был свидетелем крушения храма: “Его так качественно построили, что рабочие не могли расшатать стойки, на которых крепился колокол. Обвязав тросами каждую стойку, они рванули тягачом. Троса здание разрезали, как ножом, стены сели, но не рухнули. Так по слоям их и кромсали… ”
Церковь и прилегающие строения были снесены в 1955 году, уже после прокладки Центрального Луча (проспекта Молодёжи, бул. Ренаштерий, бул. Григор Виеру). На месте снесённой церкви был построен кинотеатр “Москова” (позже в этом же здании располагался одноимённый развлекательный ночной клуб, после – театр Е. Ионеско). Говорят, в подвалах бывшего кинотеатра сохранился фрагмент кладки старого Собора.
По материалам: oldchisinau.com/forum, Владимир Тарнакин, Татьяна Соловьева.