25 ноября 2016

#таещёдоска: архитектору Александру Бернардацци

Воистину всеобъемлюща любовь кишинёвцев к архитектору Александру Осиповичу Бернардацци – три памятные доски на один, относительно небольшой, городок. Где ещё можно такое увидеть?!

Одна из досок установлена по адресу Букурешть № 92 , где он проживал в 1859-1878 годах, вторая на капелле женской гимназии (ныне церковь Святой Теодоры из Сихлы), а третья, на здании Городской Думы, где ныне располагается кишинёвская примэрия, идея строительства которой принадлежит Карлу Шмидту. Интересно, что в этом месте не всегда располагалась именно эта доска – в 1980 году в этом месте была установлена доска в честь сорокалетия восстановления советской власти в Бессарабии. Естественно, что с обретением Республикой Молдовой независимости, эта доска не могла больше украшать фасад государственного учреждения, в результате чего доска Александру Осиповичу Бернардацци заняла, пожалуй, самое подходящее место для неё, ведь это здание проектировал лично Бернардацци и это, несомненно, является одной из лучших его работ и визитной карточкой столицы.

img_6961

Однако, далеко не одним этим творением отметился Александр Осипович, в центре Кишинёва практически на каждом шагу нас ожидают увлекательные встречи с творениями великого архитектора, вложившего частичку своей души в каждое из них.

Александр Осипович (Иосифович) Бернардацци родился в Пятигорске в 1 июля 1831 году в семье Иосифа Карловича Бернардацци, уроженца Швейцарии.

Вообще Александр Осипович наследник таланта целого рода талантливых архитекторов-художников. Его отец и дядя перехали в Россию ещё в начале 19 века. Братья Бернардацци – уроженцы местности Памбио из-под Лугано на границе с Италией, сама местность относится к Тессинскому кантону Швейцарии. В те времена уровень жизни и оплата труда в Швейцарии были значительно выше, чем в России, однако молодые архитекторы поняли, что именно в России возможен их профессиональный рост. И 1816 году туда приехал самый старший из рода Бернардацци – Винченцо. Позже он пригласил младших братьев – Джузеппе и Джованни. Будущий отец Александра Джузеппе принял русское подданство, православие и стал называться Иосифом. И в Санкт-Петербурге они всем семейством построили Исаакиевский собор по проекту А.Монферрана.

img_6952

Но между братьями и Монферраном произошел конфликт, после чего страший брат вернулся в Швейцарию, а младшие уехали на Кавказ, принимая приглашение генерала А.Ермолова, который по приказу царя искал мастеров для благоустройства минеральных вод Кавказа. Они уехали в Горячеводск – так в то время назывался Пятигорск. И там создали генеральные планы новых городов на Кавказе – Ессентуки, Железноводск, Пятигорск, Кисловодск.

Именно в и Пятигорске и встретились родители Бернардацци. Джузеппе (Иосиф) женится на дочери известного врача (немца по национальности) Фридриха Отто Конради. В семье Бернардацци появляется первая дочь – Аделаида. Вскоре 1 июля 1831 года рождается сын Александр. В 1843 году Александр уезжает на учебу в Санкт-Петербург в строительное училище, которое заканчивает с отличием. И в 1850 году по направлению приезжает в Кишинев.

img_6958

Бернардацци стал первым архитектором, который осознанно преобразовывал и застраивал Кишинев. Он первым увидел и оценил красоту естественного камня, теплого, солнечного ракушечника. Именно такой камень применяли флорентийцы и венецианцы в строительстве великолепных зданий в отличие от серого камня северных стран. Юный архитектор полон планов, но пока на долю молодого Бернардацци выпала черновая работа по замощению улиц, решению инженерных и санитарных задач, строительство водопровода. И Бернардацци проявляет свою энергию и добросовестность и в этой далекой от романтики, но такой нужной, работе. Он делает то, без чего город не может жить.

Первый успех пришел к молодому зодчему, когда он спроектировал и построил дом-усадьбу Янушевской. В этой усадьбе в разное время проживали семьи Кассо, Катакази, Донич. Всемирно известный архитектор Щусев (заслугам которого мы посвятим отдельный выпуск) отметил, что в Кишиневе нет второго такого редкого по совершенству здания, имея в виду его формы.

 

В 1856 году его назначают кишиневским городским архитектором, которым он проработал 22 года.
А в возрасте 25 лет он стал первым главным архитектором Кишинева!

По его проектам в городе было построено более 30 зданий и сооружений, в которых он использовал приемы и детали итальянского, византийского и русского зодчества. Здания Александра Бернардацци украшают Кишинев, как архитектурные жемчужины прошлого века, они взяты под государственную охрану и почти все отреставрированы. Это женская гимназия Дадиани – теперь Национальный художественный музей, церковь святого Пантелеймона, капелла женской гимназии (ныне церковь Святой Теодоры из Сихлы), Новоармянская церковь, величественная водонапорная башня (сейчас там после реконструкции размещен музей города), здания детской больницы и бывшего окружного суда (сегодня там находится управление железной дороги)…

Здания, воздвигнутые по проекту Бернардацци, отличаются изяществом, богатым декором, хотя и некоторой эклектичностью, свойственной архитектурной манере того времени.

 

Это Александр Иосифович ввёл в молдавскую архитектуру стиль «эклектика». Он большое значение придавал деталям, неброским, но, очень хорошо вписывающимся в общий архитектурный ансамбль. Например, барельефы с изображением льва, символ евангелиста Марка олицетворяют мужество и силу.

Всего зданий, воздвигнутых по его проектам в республике, около 50-ти.

Бернардацци также проектировал католическую капеллу, станции бендеро-галацкой железной дорги в Бендерах, военные пристани на реке Дунай (близ города Рени), участвовал в работах по возвышению брустверов в Бендерской крепости. Так же он проектировал здание соборной церкви в Ново-Нямецком монастыре близ Бендер, мосты через Днестр и Дунай.

Это Александр Осипович построил подавляющую часть больничных корпусов психиатрической лечебницы в Костюженах. В том числе- “…павильоны для неспокойных мужчин, для эпилептиков и опасных, для неопрятных мужчин и женщин, для спокойных хроников… Кстати, в строительство комплекса костюженской лечебницы для душевнобольных Бернардацци вложил 17 тысяч собственных рублей.

img_4849_1

Чугунная решетка для Публичного парка (бывший парк Пушкина,ныне Центральный Парк Штефана чел Маре)- который, “…оставаясь долгое время без должного ухода, приходил в полное запустение, и по его аллеям разгуливал скот…”- была сделана по проекту великого архитектора. Эта решетка, установленная вместо привычной бетонной стены , стоит и по сей день, можете убедиться в этом сами. Она выглядит более эстетично и визуально украшает весь центр, а не только парк.

С 1875 года Александр Бернардацци почетный гражданин Кишинёва.

В 1878 году Александр Бернардацци переехал из Кишинева в Одессу, где прожил вторую половину жизни и создал не менее значительные творения. Одна гостиница “Бристоль” чего стоит! Те времена были нелегки для знаменитого архитектора – в Кишиневе скончалась первая жена, Кристина Францевна, оставив троих детей. Но вскоре он женился вторично на Юлии Булацел из молдавского старинного княжеского рода.

Сыновья – Александр от первого брака и Евгений от второго – тоже стали архитекторами, продолжив династию Бернардацци. Евгений – один из авторов постамента Штефану чел Маре.

img_4205

Александр Бернардацци умер в командировке в Фастове под Киевом 14 (26) августа 1907 года. Согласно завещанию он был похоронен в Кишинёве рядом со своей матерью на лютеранском кладбище (он настолько любил Кишинев, что завещал похоронить себя непременно здесь рядом со своей матерью, независимо от того, куда его в конце жизни забросит судьба).

В связи со 150-летием со дня рождения архитектора в 1981 году его именем была названа улица, бывшая ул. Кузнечная.

Но к огромному сожалению и стыду в Кишинёве не сохранился фамильный склеп семьи Бернардацци на лютеранском кладбище, где он был похоронен, как и самого кладбища – на том месте теперь кинотеатр “Гаудеамус” (бывший кинотеатр «40 лет ВЛКСМ»). Может потому так плохи теперь дела кинотеатра, что стоит на костях?

Петр Старостенко (известный краевед, старший инспектор муниципального управления культуры (ныне покойный) ) опубликовал как-то в одной статье план кладбища до сноса, где четко указано место фамильного склепа Бернардацци. Для торжества справедливости было бы весьма уместно установить памятник почетному жителю – гражданину г. Кишинева Александру Иосифовичу Бернардацци за печально известным кинотеатром, в том самом месте, где находилась могила великого зодчего и его семьи.

Авторы: Сергей Петренко и Владимир Цуркан

Подписывайся