18 января 2016

Sasha PartyPhone о виниловом релизе на Juno, советском магнитиздате и переиздании музыки доцифровой эпохи

18 января на Juno records вышла виниловая пластинка московского диджея и музыканта родом из Молдовы – Саши PartyPhone aka AGCP/Dr Cuts.

Саша провёл для нас небольшой музыкальный ликбез, объяснив, что привело его к выпуску магнитиздатного диско.

partyphone

Плюс Семь Рэкордс запускает серию ремастированных эдитов магнитиздатного диско. Первый релиз ограниченным виниловым тиражом в 300 копий выходит сегодня на juno.co.uk. В него вошли: московская экспериментальная студийная группа “Театр”, поп-группа “Ну и Что”, всеми забытый замечательный и, к сожалению, безвременно ушедший лениградский поп-исполнитель Дмитрий Григорьев, и песня, извините, Аллы Борисовной Пугачевой из ее лучшего альбома, спродюсированного Кузьминым в 87-ом, который был отвергнут “Мелодией”, и увидел свет в “магнитиздате”.

 

Сегодня в эпоху Интернета, когда музыка достается нам за несколько кликов, трудно себе представить, чего она стоила раньше. Особенно на территории бывшего СССР, где музыкальную политику определяла крупнейшая в истории звукозаписи монополия “Мелодия”.

Изредка на прилавки сети “Мелодии”, помимо тотальной советской эстрады, выкидывали что-то из восточноевропейского блока, или издавали с большим опозданием и плохим звуком что-то из, так сказать, актуального. Но в целом “фирменной” музыки у “Мелодии” было не найти.

Где в совке брали хорошую музыку? На черном музыкальном рынке за сумму, эквивалентную половине месячной зарплаты инженера за виниловый альбом, у фарцовшиков, имевших доступ к иностранным туристам и к людям из высшей касты советского общества – выездным за границу. Вариант второй —  за пару-тройку рублей можно было записать на свою кассету, что-то из каталога, предлагаемого многочисленными студиями звукозаписи, в одну из которых в Кишинёве – на углу Мира и Бельского, ваш покорный слуга регулярно бегал в детстве за очередным сборником музыки для брэйкданса и прочими юношескими страстями.

В 80-е такие студии были в больших количествах в каждом советском городе, таким образом, создавая гигантскую, по сути, пиратскую сеть, получившую название “магнитиздат”. Именно там распространялась и местная музыка, которая по разным причинам не могла быть принята комитетом “Мелодии” к выпуску.

Подробно об истории магнитиздата, его значении в русской культуре и даже его роли в распаде СССР, можно прочитать в увлекательнейшей книге Александра Кушнира – “100 магнитоальбомов советского рока“.

Несмотря на то, что магнитиздат устойчиво ассоциируется с подпольным русским роком и прочей запрещёнкой, вроде групп Гражданская Оборона, ХЗ, или, прости господи, Сектор Газа, в этом море пленок можно было выловить довольно много диковинок, от модной нынче советской новой волны, постпанка и первой электроники, до аутентичного авантпопа и бесконечного количества миражоласковомаяподобных групп, которые, по сути, являются базарной мутацией итало-диско.

Добавьте к этому то, что в каждом советском городе и районном центре от Бельц до Магадана были Дома Культуры, танцплощадки и радиостанции. При них были группы и диск-жокеи с МС (хотя тогда, как правило, это совмещалось в одном человеке).

Среди этих групп были не только жалкие лабухи, гонявшие бесконечные, унылые кавера на “битлов” и “роллингов”, но и те, кто годами копил деньги на 707-й Роланд и Ямаху DX-7 (в сумме тянущие на однокомнатный кооператив где-нибудь на Ботанике) в надежде сделать на них “также, как у итальянцев”.

Среди диджеев были те, кто записывал на радиостудиях свои миксы из вышеперечисленного вперемешку с “фирмой”, и поверх этого читали незатейливые рэп-комментарии к каждому сведению. Все они бежали с этими записями к “писателям” из магнитиздата с вполне естественной целью — подзаработать.

Таким образом, на территории самого большого государства в мире образовывалась пестрая и никому извне неизвестная музыкальная сцена, отголоски которой до сих пор всплывают в рунэте (дай бог здоровичка людям, которые не выкинули это все, а оцифровав, любезно поделились ими на всяких трекерах).

Учитывая сегодняшний ажиотаж вокруг редкой континентальной музыки доцифровой эпохи, когда канадские диджеи-диггеры отправляются в паломничества по бесконечным винилово-кассетным помойкам Африки, с целью раскопать что-то, что потом сделает им карьеру, а японские коллекционеры выкладывают на Discogs местные редкости 80-х за неприличные деньги, сами при этом изрыли давно всю Бразилию.

Учитывая поочередную моду на польское, югославское, турецкое и арабское диско, вполне допустимо, что эта неизведанная часть магнитиздата станет, как говорится, next thing.

Именно с этой мыслью лэйбл Плюс Семь Рэкордс запускает серию ремастированных эдитов магнитиздатного диско. Так же ожидаются миксованые кассеты на эту тему, которые можно послушать уже сейчас.

Магнитный (Magnitnyj) by Agcp (A Guy Called Phone) on Mixcloud

Магнитный (Magnitnyj) Part 2 by Agcp (A Guy Called Phone) on Mixcloud

Подписывайся