24 сентября 2016

История Кишинёва в лицах: баронесса Юлия Петровна фон Гейкинг

Тесно связанное с историей Кишинёва имя баронессы Юлии Петровны фон Гейкинг оказалось незаслуженно забытым. 40 лет своей жизни Юлия Петровна отдала делу просвещения в Бессарабии, став учредительницей, содержательницей и начальницей частного женского училища, получившего статус гимназии. Но при жизни известность и добрая слава баронессы были столь велики, что она послужила прообразом боготворимой ученицами «maman» в произведениях знаменитой писательницы Лидии Алексеевны Чарской. Какой же была «maman» кишинёвских гимназисток?

Будущая учредительница учебного заведения родилась в 1858 году в Санкт-Петербурге второй из трёх дочерей последнего окружного воинского начальника Бессарабии генерал-лейтенанта Петра Осиповича Шумлянского и графини Агриппины Николаевны Мусиной-Пушкиной.

gheiking

В 1876 году Юлия Петровна оканчивает Санкт-Петербургский Смольный Институт благородных девиц и переезжает в дом своего отца по улице Семинарской, 3 (ныне ул. Гавриила Бэнулеску-Бодони). Здание, в котором жил губернский военный начальник генерал-майор Пётр Осипович Шумлянский, сохранилось по сей день. В Кишинёве Юлия выходит замуж за барона Александра Александровича фон Гейкинга, представителя Курляндского дворянского рода.

Барон фон Гейкинг участвовал в турецкой войне 1877-78 годов и за боевые отличия удостоился орденов Св. Станислава и Анны 3 степени с мечами и бантом. Муж Юлии Петровны участвовал также в русско-японской войне 1904 – 1905 годов в чине подполковника. В одном из боёв он получает тяжелое ранение и возвращается в Кишинёв с орденами Св. Станислава 2 степени, Владимира 3 степени и золотым оружием с надписью “за храбрость”. С 1905 года Александр Александрович служил командиром 54 пехотного Минского полка, окончив воинскую карьеру в чине генерал-майора.

К тому времени у четы фон Гейкинг было уже трое детей, но в 1904 году Юлия Петровна принимает решение удочерить девочку из Минского приюта подкидышей. Спустя 6 лет девочку попыталась забрать объявившаяся мать. Но после долгих тяжб суд постановил – оставить ребёнка приемным родителям.

За 12 лет до этого, в возрасте 34 лет, Юлия Петровна понимает, что любовь и забота о детях это её призвание. Она добивается согласия консервативного общества Кишинёва на «неслыханное» для провинции дело: совместное обучение детей в смешанном коллективе мальчиков и девочек. В 1892 году под покровительством родной сестры последнего российского императора великой княгини Ксении Александровны, баронесса открывает частное смешанное училище с детским садом. Располагалось оно в центре Кишинёва по улице Мещанской 39 (сейчас улица Сфатул Цэрий), в доме Ильи Феодосиу, в нескольких шагах от которого проходила Александровская линия трамвайной конно-железной дороги — конки.

Училище подготавливало мальчиков и девочек в приготовительные первый и второй классы всех средне-учебных заведений: гимназии, военные корпуса, женские институты, реальные и коммерческие училища. Степень подготовленности зависела от способностей каждого ребёнка, не ограничиваясь строго определённой программой. Детский сад рассматривался как развивающее заведение и первая ступень к школе. Уход за каждым малышом проводился индивидуально. Вместе с детьми 4, 5 и 6 лет, в детском саду обучались считавшиеся малоспособными и слабыми, не поддающимися общим программам классного обучения дети 7 и 8 лет. Им не давалась учеба в обычных классах и с ними учителя занимались по индивидуальным программам.

Баронесса Юлия Петровна фон Гейкинг была содержательницей и начальницей училища и детского сада, но не ограничивалась этими обязанностями. Она вела уроки по чистописанию, французскому и немецкому языкам в качестве обычной учительницы. При этом французский начинали преподавать уже в детском саду. Сестра баронессы Ольга Шмитова обучала детей рисованию.

В октябре 1903 года училище преобразуется в 3-х классную прогимназию, состоявшую из гимназии и детского сада. Дети принимались в детский сад с 5-летнего возраста. В гимназии готовили детей к поступлению в приготовительные и первые классы гимназий города. В том же октябре газета «Бессарабские губернские ведомости» писала: «Проникнутая глубоким пониманием своего долга, чуткая, отзывчивая, безгранично любящая детей, Юлия Петровна все эти качества души и сердца положила в основу своего заведения».

И действительно, знакомясь с фактами биографии баронессы, понимаешь почему она стала прообразом обожаемой ученицами «maman» в произведениях Лидии Алексеевны Чарской. Жизненными принципами Юлии Петровны были доброта, любовь к ближнему, сострадание, самоотверженность, отзывчивость. Её отличали человеколюбие, способность отозваться на чужую боль, бескорыстие, которое вообще было семейной чертой фон Гейкенов. Так, большая часть жалования мужа Юлии Петровны шла на нужды детского сада и гимназии.

В 1907-1908 гг. трёхклассная прогимназия становится женским училищем, призванным дать девочкам более полное образование. Детский сад продолжал работать на прежних условиях: в нём обучались 5-летние дети обоего пола. В 1913 году детище баронессы реорганизовали в Кишиневскую женскую гимназию и уже в 1914 гимназия переезжает в особняк по улице Садовой, 85 (сейчас ул. А. Матеевича). Особняк был построен в 1886 году мужем сестры Юлии Петровны присяжным поверенным Виктором Ивановичем Шмитовым. Выкупить здание Юлия фон Гейкен не могла, поэтому арендовала его у своей сестры.

airm

gimnazia

Гимназия фон Гейкинг – Садовая 85 (сер.1970-х).

Классные комнаты располагались в здании по одной стороне, тогда как окна коридора выходили во внутренний двор. На второй этаж поднималась трёхуровневая лестница, там также располагались классы плюс зал торжеств. Главный фасад здания представлял собой симметричную композицию, над которым доминировал портик с четырьмя колоннами дорического ордера. В верхней части портика находился балкон, который во время торжественных событий использовался как трибуна. Сейчас здание полуразрушено и принадлежит посольству Германии в Молдове, обещавшему его отреставрировать.

gimnazia-von-geiking

Преподавание предметов в женской гимназии шло в соответствии с утверждёнными программами министерства народного просвещения. Но учёба в Смольном институте помогла Юлии Петровне выработать собственную методику преподавания, усовершенствованием которой она занималась все годы учительской практики. В гимназии преподавались Закон Божий, русский, французский и немецкий языки, математика, география, рисование, чистописание и рукоделие.

В 1919 году гимназия Юлии фон Гейкен, как и все частные школы, потеряла право государственной поддержки в качестве казенного заведения. Баронессе пришлось возобновить хлопоты по поиску финансовой поддержки. И тогда ей на помощь снова пришёл муж. Он стал отдавать свою пенсию на содержание гимназии жены. Пенсию Александр Александрович получал от румынского правительства, признавшим воинские заслуги и звание генерала фон Гейкинга, назначенного командиром вооружённых отрядов в немецких колониях. Его скромные средства были единственным дополнительным источником финансирования гимназии.

В условиях тотальной и ускоренной румынизации края число поступающих на обучение в гимназию сокращалось, что не могло не сказаться на материальном положении гимназии. Пытаясь как-то решить этот вопрос, Юлия Петровна открывает в гимназии в 1927 году румынские 1-3 классы. Преподавание в этих классах неоднократно отмечалось министром просвещения П. Халлипой как образцовое, но добиться финансирования удаётся только к 1929 году. Летом того же года в Кишинёве гастролировал Александр Вертинский. Он даёт концерт «в пользу русской гимназии баронессы Ю.П. Фон Гейкинг».

А за полгода до этого, 18 декабря 1928 года женская гимназия баронессы Ю.П. фон Гейкинг отметила 35-летие своей деятельности, что стало особо значимым событием для кишинёвского общества. Торжественное празднование проходило в здании городского банка (современный Органный зал). Представители духовенства совершили молебствие, после которого началось чевствование директрисы гимназии. На праздновании присутствовали бывшие и настоящие воспитанницы, преподаватели гимназий города, люди всех родов и сословий.

Воспитанницы гимназии приветствовали гостей вечера на русском и румынском языках. От каждого класса были делегированы выступающие, которые говорили о материнском отношении Юлии Петровны к учащимся.

Но уже 26 апреля 1931 года газета «Голос Бессарабии» публикует статью «Конец одной гимназии»:

За время своего существования гимназия баронессы Юлии Петровны фон Гейкинг выпустила до 12 тысяч образованных культурных девушек, которые несли свет просвещения и культуры во все слои Бессарабского общества. За последнее время гимназия баронессы Ю.П. фон Гейкинг перенесла все требуемые моментом времени трансформации, заслужив отменные отзывы руководителей просвещения в Бессарабии и многочисленные обещания поддержки со стороны правительства, но все это не только не спасло гимназию, но и не отсрочило её закрытия.

В течение 40 лет Юлия Петровна фон Гейкинг, не имея больших собственных средств, лишь благодаря подвижническому служению делу удерживала гимназию на плаву. Но в 1931 году Юлии Петровне, выпустившей последних учениц, пришлось закрыть гимназию. Будучи отстранённой от дел, Юлия Петровна занималась воспитанием внуков, живя со старшим сыном в доме своего отца генерала Шумлянского по ул. Семинарская, 3. Она скончалась на 78 году жизни 20 декабря 1935 года.

22 декабря 1935 года на отпевание баронессы в церкви Сретения Господня при духовной семинарии собралось полгорода. В некрологе газеты “Бессарабская Почта” было сказано: “Да не забудут ее имени те, кого она ввела в жизнь, часто принося личные жертвы”. Юлия Петровна фон Гейкен похоронена рядом с мужем на Армянском кладбище Кишинева.

Жизнь этой миниатюрной женщины с тонкими чертами лица стала воплощением целой философии единичного подвига, частного дела на благо обществу и служения культуре как образцу, в результате которого Юлия Петровна фон Гейкен сама стала образцом и примером для подражания.

Источники: «Учебные заведения Кишинева XIX-го – конца ХХ века». Кишинев, 2014; «Бессарабские истории», Кишинев, 2011.

Подписывайся