Экскурсии по улицам Кишинева: Александру Влахуцэ
Узкая, без тротуаров, улица Александру Влахуцэ еще сохранила фрагменты по-азиатски глухих каменных заборов – характерную черту кишиневской старины.
Кто такой Александру Влахуцэ, вы, конечно, знаете – румынский писатель, родившийся в 1858 году в крестьянской семье, основатель журнала “Viaţa” и редактор “Semanatorul” – двух изданий, имевших значительное влияние в румынской литературе конца XIX века. А вот где в Кишиневе находится улица, названная в честь А. Влахуцэ, знает далеко не каждый.
Подскажем старожилам: имя этого поэта и писателя она носила с 1924 по 1944 год, а в XIX веке и с 1944 по 1991 годы звалась Теобашевской.
Что, и знатоки прежних названий тоже не могут с точностью указать на её местонахождение? Немудрено, ведь расположившись в центре столицы, она прячется в лабиринте самой старой части нашего города. И сказать, как это принято, параллельно какой другой улице она тянется, не представляется возможным.
Это одна из немногих кишиневских улиц, сохранивших свою средневековую топографию. Она дважды искривляется, словно подкова, которую слегка распрямил великан своими гигантскими руками, и с меркой параллельности к ней не подойдешь.
Подскажем, как её отыскать. На самом деле, это довольно просто сделать. Спускайтесь вниз по улице Михая Эминеску (кстати, раннее творчество А. Влахуцэ было прямым продолжением поэзии Эминеску, это с годами он нашел свой самостоятельный путь в литературе), до упора в улицу Александру чел Бун.
Подойдя к зданию Центра государственных информационных ресурсов “Registru”, увидите развилку, этакий средневековый перекресток, не соблюдающий прямых углов. Так вот, кто направо пойдет, тот сразу на улицу Влахуцэ и попадет, шагнув из современного города в недра старого.
Узкая, без тротуаров, улочка еще сохранила фрагменты по-азиатски глухих каменных заборов – характерную черту кишиневской старины. Что же касается старых домов, то среди сохранившихся, причем, не самых древних – два дома, внесеные в список охраняемых, – как памятники архитектуры местного значения. Расположены они рядышком друг с другом, на самой прямой и широкой части улицы.
Здание под номером 3 построено в 80-х годах XIX века под молитвенный дом, а сегодня там находится Муниципальная дирекция защиты прав ребенка. Оно обрамляет угол, основной фасад – прямоугольный с десятью окнами и присоединенной трехоконной «пристройкой» под отдельным фигурным фронтоном, выходит на улицу О. Гоги. Здание одноэтажное, но цоколь придаёт ему высоту. В интерьере еще должны были сохраниться лепные потолки, в передней части дома, выходящей во двор, – галерея с деревянными столбами. Фасад со стороны улицы Влахуцэ оканчивается крыльцом с дорическими колоннами.
Дом под номером 5, как и его сосед, внесен по инициативе Академии наук в реестр исторических монументов. Это индивидуальная постройка, возведенная в 1887 году, дата запечатлена на стенах дома. А на выступающем медальоне, украшающем портик над дверью, – две латинские буквы – видимо, инициалы первого владельца. Этот дом тоже приподнят над землей цоколем. У него угловая планировка, он зонирован по образцу, типичному для жилищ состоятельных кишиневцев той поры: на улицу смотрят окна парадных комнат, идущих анфиладой, а спальни выходят окнами во двор.
Довольно типична и асимметричная композиция фасада, на котором вход с массивным, как бы удвоенным, фронтоном и колоннами расположен не по центру, и оконные проёмы, обрамленные карнизами на консолях, декорированных завитками. Обратите внимание и на изящный узкий фриз по периметру всего фасада. Художественную ценность представляла и деревянная дверь, но сейчас она заменена на современную. Монументальные ворота с каменными колоннами, украшенными гипсовой лепниной, гармонично сочетаются с обликом дома. А само здание согласуется с соседним, составляя маленький, но слаженный архитектурный ансамбль.
Хотя новостройки все активнее теснят стародавние строения улицы Влахуцэ, она всё равно как будто дышит патриархальностью. «Виной» тому и неожиданные её извивы, и тишина, необычная для центра города – на улицу Влахуцэ в основном заворачивают автомобили тех, кто там обитает, другие, как правило, объезжают её стороной; да и новые заборы тут по-старинному высоки и глухи.
Источники: Кудрявцева Елена, www.oldchisinau.com