Историческая справка: единственная в Молдове ветрянная мельница
Единственная в Республике Молдова ветряная мельница шатрового типа расположена на территории Дондюшанского района в селе Чернолеука и, по утверждению специалистов, находится в критическом состоянии. Местные жители хотели бы ее отреставрировать, чтобы сохранить этот уникальный образец деревянного зодчества, датируемый девятнадцатым веком, для грядущих поколений, но у них для этого нет достаточных финансовых средств.

В уже далеком девятнадцатом столетии на окраине села Чернолеука были построены 12 ветряных мельниц. До наших дней сохранилась только одна, и то благодаря гражданскому мужеству уроженца села, художника Игоря Виеру, который как мог, противостоял сносу этого исторического памятника, которому суждено было исчезнуть с лица земли во время съемок одного из эпизодов фильма Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину».

Игорь Виеру спас старую мельницу от огня, но не от разрушения временем.«Мы хотели отреставрировать ее собственными силами, но это слишком дорого стоит. Думаем, что в интересах нашего государства восстановить это уникальное творение человеческих рук, тем более, что мы стремимся в Европу, где подобные ветряные мельницы до сих пор действуют», – отметил местный священник Андрей Мунтяну. Сейчас ведутся переговоры на предмет передачи этой сельской реликвии Музею села в Кишиневе. «Ветряную мельницу мы восстановим, но она станет музейным экспонатом из-за сильной изношенности механизмов», – сказал директор Музея села, архитектор Еуджен Бызгу. По его словам, в девятнадцатом столетии в Бессарабии существовали 2600 действующих ветряных мельниц. Теперь их можно увидеть только в селах Бешалма, Ермоклия, Гайдар и Чернолеука. Все они находятся на грани исчезновения и ждут спасения. Четыре образца ветряных мельниц хранятся в Национальном музее природы и этнографии.