San Dul и “THE ANIMATION VAULT vol. 1” в Tipografia 5
В воскресенье Тipografia5 и San Dul приглашают оценить мощную эстетику короткометражного анимационного кино. Почему Типография? Там давно уже происходит все самое интересное. Почему San Dul? Сейчас расскажем.
Санду собирает анимационные короткометражки уже около восьми лет. Вспоминает, что однажды друг показал ему мультик, который был не совсем мультиком в привычном понимании и как-то сразу зацепил. Санду стал искать дальше, начал интересоваться и много читать о новом для себя мире и, естественно, за это время успел пересмотреть уже тонну киношек. А первым был «Balance» — немецкий кукольный мультипликационный фильм братьев Кристофа и Вольфганга Лауэнштайн, 1989 г. По словам Санду, мы его обязательно увидим в этом проекте.
Санду:
«У меня есть хард, на котором хранится около 80-100 гигов анимации. Собиралось это не так легко. Во-первых, мало кто заливает такие мультики, и многие шедевры доступны только на закрытых специализированных трекерах, куда нужен инвайт. Там тусуются строго свои, и это и хорошо, и плохо одновременно. Во-вторых, сложно находить свежее кино – даже на спецтрекерах частенько нельзя сделать аплоад фильма, которому меньше 10 лет. В доступе только классика, артхаус. Кстати, я не против делиться – берите и показывайте, но вот инвайт на трекер дать пока не могу».
Для Санду главное – познакомить с короткометражными мультиками местную публику, ведь у нас мало смотрят и еще меньше людей создают анимацию, и тому есть множество причин. Начнем с того, что в мире большинство мультиков снимаются на деньги государства, т.к. у этого вида искусства есть поддержка властей и других заинтересованных структур. Помочь нам продвигать анимацию в Молдове, могла бы, правда, то, что затраты на такое кино не сравнятся со стоимостью полнометражек, хотя есть и исключения. Но нет, многие считают, что это неоправданно дорого и вообще зачем. Большая разница между нами и ими еще и в том, что на западе есть режиссеры и целые студии, которые делают анимационное кино, есть доступные курсы и отделения в университетах, у них проходят конкурсы и фестивали, устраиваются показы. Поэтому, наверное, и само короткометражное анимационное кино более востребовано и пользуется интересом у людей. Причем, совсем не обязательно эти люди гурманы и эстеты.
Анимационные короткометражки в среднем длятся 25-30 минут. Самые короткие – минуту или даже 30 секунд. Вот, например, нашумевший «One minute fly» совсем короткий, что видно из названия (на самом деле там чуть больше, но не суть), но сколько там всего! Вообще, самое интересное в мультипликационном кино – это его невероятное разнообразие. В обычном кино нет стольких жанров и направлений! Под короткую анимацию выделяют деньги, поэтому чаще всего мультики специфические – ведь у автора есть возможность делать все, что он хочет. Иногда мультик на первый (а часто и на второй) взгляд кажется совсем бессмысленным, бывают мультики очень сложные для понимания или визуально непривычные для глаз, встречаются мультики без слов или примитивно черно-белые, но есть, конечно, и откровенно мимишное, лиричное, красивое и понятное кино.
Санду:
«Вообще, анимация, и особенно короткометражная – это на данный момент самое широкое пространство для экспериментов. Поэтому в моей коллекции можно найти любое кино: от брутального до милого, от easy watching до трудноперевариваемого, от минутного до получасового, и я постараюсь сделать каждый выпуск THE ANIMATION VAULT так, чтобы в показе соседствовали разные темы и жанры, и тогда, соответственно, каждый зритель найдет то, что ему понятно и интересно. Не все мультики моей коллекции, к сожалению, в таком хорошем качестве, как хотелось бы. Но сразу скажу, что это никак не отразится на воскресном просмотре: на проекторе все будет отлично».
Самое главное, что хотел бы донести Санду своим мини-проектом, что мультики – это не совсем то и совсем не то, к чему мы привыкли. Вот вы как думаете? Мол, это для детей. Или для взрослых, уставших от работы. Или вообще тупо для недалеких. И поэтому короткометражный мульт – это тоже самое, только быстрее заканчивается. Нет, фишка короткометражных мультов именно в том, что они скорее для более искушенного, опытного зрителя, для взрослого человека, который хочет и умеет не только смотреть, но и думать, для людей, которым не все равно. И, как уже было сказано, способов подчеркнуть эту специфику в коротком анимированном метре намного больше, чем в кино или обычном мультфильме. И, кстати, именно благодаря такому разнообразию техник и приемов иногда вы можете попасть на мульт, в котором искать смысл можно бесконечно. Но думающему человеку – а ведь мы тут собрались именно такие? – это в кайф. Санду: «Пару лет назад я при поддержке Ассоциации Oberliht делал подобный показ в Галерее Брынкушь, и в Типографии поначалу думал показать те же мульты. Но ведь прошло много лет, и появилось новое кино! Да и я изменился, и сейчас хочу донести до вас много больше, чем просто факт существования на планете короткой анимации. В общем, список мультов изменился. Я не сильно старался объединить мультики первого показа одной темой, но в принципе что-то общее выделить можно. И если зрителям понравится, я и дальше буду идти в том же направлении и подбирать кино именно таким образом: ложка актуального, щепочка бреда, стакан классики и килограмм информации для размышления. Да я могу целый год показывать мультики, лишь бы вам нравилось».
Для первого показа Санду выбрал пять мультфильмов:
1. Flatlife (2004), 10 min, Director: Jonas Geirnaert, Belgium
2-3-4. Intolerance I(2000), II(2001), III(2004), 50 min, Director: Phil Mulloy, England
5. Chromophobia (1966), 10 min, Director: Raoul Servais, Belgium
Кстати, зачастую жизнь самих режиссеров не менее интересна, чем история их героев на экране. По большей части анимационшики – е*анутые. Например, бельгиец Jonas Geirnaert, снявший Flatlife, рискнул отправить свой мульт на Каннский фестиваль в полусыром виде, еще не смонтированным и без озвучки, и что самое интересное – без одобрения своего преподавателя. Это была его дипломная работа, и он просто решил не упустить момент. Но мультфильм приняли, и он, как мы знаем, взял приз жюри. Вообще, скоро мы расскажем вам парочку странных историй про аниматоров, ведь важна не только фабула мультика, но многое зависит и от личности режиссера, его придумавшего и снявшего.
Санду:
«Сеанс будет длиться около часа. Это обычное кино можно смотреть два часа, но там, как правило, очевидный после 5-10 минут просмотра сюжет, одни и те же лица, одна техника. Смотреть 2-2,5 часа короткометражные мультфильмы, разные по технике, тематике, подаче, идее, очень сложно. Скорее всего, это приведет к тому, что сконцентрироваться будет сложно, и вы уйдете с террасы Типографии с опухшим мозгом и не сможете вспомнить каждый мульт в отдельности, не говоря уже об анализе и переваривании увиденного у себя в голове. Эмоции, безусловно, будут, но не того качества. Анимационное кино требует особого подхода. Кстати, ребенка вы можете взять с собой, только если ему исполнилось 18. То есть детей у нас тут не будет».
Мы не могли не спросить у Санду о кумирах. Оказывается, в детстве он любил советские мультики, сделанные в традиционном стиле и очень душевные. Что касается современного мира анимации, не долго думая, Санду назвал студию Laika. В общем, знайте: если говорить про stop motion, то они самые крутые. Среди их шедевров такие мульты, как Coraline, ParaNorman и Boxtrolls.
Санду:
«Ребята в Laika очень замороченно подходят к созданию своим мультиков. Обычно в stop motion 12 фреймов, то есть каждая секунда – это 12 кадров, а у них – целых 25! То есть реализм картинки просто невероятный! Можно было бы сделать как все, но нет: в Laika Studio все эмоции персонажей создают с помощью 3D принтера. Ну, например, пиксаровские мультики 2000-х годов, на мой взгляд, выглядят зализанными, слишком правильными, чересчур симметричными и даже иногда приторно глянцевыми. Как очень тщательно отфотошопленная фотография, если вы понимаете, о чем я. А в «Caroline» есть текстура, оттенки, эмоция, душа. Да там куча работы, ведь это сотни тысяч кадров! Кстати, я держал их куклы в руках, когда на Anim’est в Бухаресте Laika делала презентацию. У этих кукол двигается почти все, вплоть до мельчайших суставов, а, значит, все это анимируется».
Надо понимать, что некоторые мультфильмы для лучшего понимания требуют использования техник погрубее: например, если герои должны казаться угловатыми или откровенно страшными, а деревья на ветру – навевать тоску, то красивыми быть они просто не имеют права. Другие же, наоборот, обязаны быть гладкими, приятными взгляду, понятными любому зрителю и располагающими к позитиву. Все зависит от того, что необходимо передать каждым отдельным мультиком, и в этом разнообразии техник – бОльшая часть их прелести.
Санду:
«Конечно, я хотел бы сам делать мультики, но думаю, что еще рано. Я не настолько готов и считаю, что когда берешься за что-то, ты должен четко знать, зачем. В этом мире ты можешь быть потребителем или создателем, и пока что я обычный, ну может чуть более критичный, потребитель. Да, я рад, что посетил двухнедельный воркшоп в рамках Anim’est. Кстати, это недорого, а для жителей Молдовы вообще есть бесплатные места, потому что организаторы ставят цель продвигать и развивать это искусство, искать среди местных таланты и как результат создать сообщество любителей анимационных короткометражек. Вообще, это было безумно интересно пробовать себя в качестве аниматора, работать вместе с профессионалами – с тремя самыми мощными румынскими аниматорами, под их присмотром, слышать их критику и одобрение. Но я убежден: кроме технических навыков и желания нужно иметь, что сказать миру. И это относится не только к мультикам, а ко всем сферам жизни».
У нас есть ребята, которые живут анимацией. Например, Andrei Sitari – первый и пока единственный молдаванин, который попал во французскую Gobelins – одну из самых крутых анимационнох школ мира. Попасть туда очень сложно и весьма престижно для любого аниматора. Кроме того, вы удивитесь, но молдавские аниматорщики с мультфильмом «Гайдук», снятом на киностудии Молдова-филм, в 1986 взяли главный приз Каннского фестиваля в номинации «лучший короткометражный фильм». Это пока единственное отечественное анимационное кино, достигшее таких высот.
По словам Санду, найти единомышленников сейчас не сложно, есть с кем посмотреть классику и обсудить новинки. Сложнее было, когда он учился в лицее и показывал мультики своим одноклассникам, а те крутили пальцем у виска и не понимали, что за ерунда. Потом Санду нашел друзей в Oberliht: Геннадий Попеску, например, болеет анимацией и даже делает мультики в технике в stop motion. Уже позже появились ребята из Anim’est, и сразу обнаружилось множество общих тем и идей для воплощения.
Санду:
«Ловите момент! У нас анимационное короткометражное кино мало где и редко когда можно посмотреть. В Spalatorie когда-то устраивались вечеринки CARTOON & CARTOF, где показывали подборки крутых мультиков, но давно уже о них не слышал. Ну, Anim’est у нас появился, и вот, в принципе, и все. Конечно, вы можете найти свежие мультики на Vimeo, где их просто море, а вот старое кино, которое было снято до появления интернета, вряд ли. А ведь в нем намного больше истории, идейности, художественной ценности, экспериментаторства в конце концов. Поэтому я приглашаю прийти в воскресенье на террасу Типографии и отдать час своей жизни прекрасному короткометражному анимационному кино. Возможно, после этого вы осознаете, что отдали этому искусству свое сердце, как и я. А значит, у всего этого есть будущее».