Экскурсии по улицам Кишинева: Александру чел Бун
Золотая – так называли эту улицу не зря, в XIX веке тут можно было встретить богатые особняки купцов, самые известные питейные заведения и кондитерские для респектабельных горожан. Улица Александру чел Бун в прошлом являлась последней, крайней улицей старого города и своей широтой она поражала воображение жителей тогдашнего Кишинёва.
Это была первая улица нового города, проложенная в 1817-1818 годах. Почти прямая черта, отделяющая старый город с его путано вьющимися вдоль реки Бык улочками, от правильных кварталов, быстро строившихся по строгому плану. Сейчас она тянется от улицы Измаильской до улицы Сергей Лазо. Целиком находится в секторе Рышкань. Длина 2065 метров.
Областной архитектор и землемер Михаил Озмидов разработал ее план при участии петербургского градостроителя В.И.Гесте так, чтобы сохранить функциональность сложившихся в старом городе путей. Поэтому он не стал делать эту улицу идеально прямой. Она тянулась мимо площади, от которой разбегались вниз лучами Кожухарская и Георгиевская, и Озмидов изогнул ее здесь, протянув от начала (где затем появилась Измаильская) наискось по отношению к новым планируемым улицам, зато параллельно к проулкам старого города. Своей прямизной и широтой она должна была поражать воображение жителей тогдашнего Кишинева, все население которого размещалось в 2199 домах, а из них лишь 33 были каменными. Возможно, Золотой ее назвали потому, что там появилась первая ювелирная лавка, и сразу улица стала торговой и стремительно развивалась в этом направлении.
Здесь расположились мануфактурные магазины, с которыми соперничали только магазины на вскоре возникшей центральной Александровской. Особое оживление на этой улице начиналось в предпраздничные дни, например, в канун Рождества, когда горожане отправлялись на поиски подарков. Были здесь и дома зажиточных купцов, и питейные заведения, и кондитерские для респектабельных горожан.
Начиная с 30-40 годов XIX века улицу переименовали в Харлампиевскую. По названию церкви, которую в 1936 году купец Харлампий возвел между Михайловской (Эминеску) и Купеческой (В. Александри) в честь своего святого – Мученика Харлампия. Кстати, на том месте прежде стояла более старая, 1812 года, церковь, а при ней было кладбище. В 1918 году улицу переименовали, и до 1933 года она носила название Сфынтул Хараламбие.
На стыке XIX и XX веков Харлампиевская оставалась оживленной улицей. Тут появились банки, была гостиница, ходила конка, позже – трамвай. В 1933 году улица была переименована в честь дня 27 марта 1918 г., когда участвовавшие в тот день на заседании «Sfatul Ţării» депутаты этого законодательного органа проголосовали за объединение с Румынией.
В 1944 году улица была переименована в честь крупнейшего политического деятеля Молдавского княжества Штефана чел Маре (1457-1504) (в русской транскрипции тех лет – Стефана Великого).
Какие же здания, напоминающие о прежней респектабельности улицы, сохранились?
Дом 2-ой половины XIX века на углу с улицей Лазо. Эклектика с элементами неоклассицизма.
Дом семьи Ивановых. Конец XIX века. В наше время – частная клиника.
Дом №111 впечатляет как своей несомненной прежней красотой. Протяженное двухэтажное (если не считать цокольный этаж) здание служило еврейским женским профессиональным училищем, состоящим из начальной и профессиональной школы. Идея создать профессиональное училище для девочек из беднейших еврейских семей принадлежит нескольким энтузиасткам. Одна из них, 29-летняя одесситка Сусанна Павловна Рашкович, отучившаяся на Бестужевских курсах в Петербурге, уже имела опыт открытия подобных учебных заведений в Одессе и Херсоне. В Кишиневе, в 1893 году она нашла единомышленников, сплотив для просветительской работы передовую интеллигенцию самых разных национальностей. В числе наиболее активных участников ее сподвижницы Юлия Квятковская и Мария Рашкович, издавшие в Париже книгу воспоминаний. Нашлись и филантропы – семья купца Израиля Лазаревича Мичника. На их земельном участке и на их средства и выросло это здание, прекрасно оборудованное под соответствующие цели. Наряду с общеобразовательными предметами и занятиями в 4 мастерских, там учили балету, музыке и т.д, организовывали праздники. И.Л. Мичник поставил единственное условие – навсегда сохранить за зданием его предназначение. После 1944 году в нем располагалось ПТУ, сейчас – ремесленная школа (Scoala de meserii) № 2 и автошкола, хотя выглядит оно необитаемым и аварийным.
Жилой дом начала XX века семьи М. Я. Разносчика. Модерн, напоминающий эклектику.
А вот здание под №93, выстроенное в 1903 году, радует глаз, правда, оно демонтировалось и вновь восстанавливалось, дополнившись нижним полуэтажом. Принадлежавшее г-же Каушанской, затем двум хозяевам (Э. Поляк и др. Хаселев), это парадное, совсем не провинциальное строение, построенное в стиле эклектики с элементами ренессанса, предназначалось для проживания одной семьи.
Спортзал Пединстиута. Здание построено в 1955 году. После пожара и ремонта надстроена мансарда.
Когда-то, в начале XX века, в этом здании был известный торговый дом Шехтера.
На перекрёстке с улицей Г.Кошбук можно встретить и архитектуру послевоенных лет. Здание, построенное в 1952 году.
«Почетное звание» имеется и у дома №47. Ошибочно считается, что в этом здании находилась гостиница “Петербург”. К сожалению, сейчас дом зарос кустарником и завален строительным мусором, вся штукатурка с фасада сбита, но кое-где видны её остатки. А внутри здание практически полностью перестроено.
Далее по улице – дом начала XX века купца Шаи Пудиса.
С точки зрения истории интересно строение № 44-46. В 1906 году здесь, на подворье Добрушского монастыря, открылась епархиальная типография, где издавались богослужебные книги на молдавском языке, а также религиозно-нравственные листовки, брошюры и книги на русском, молдавском языках. Тут же был приют для больных и престарелых священников и их вдов. Позже по адресу Александру чел Бун, 44 находилась настоящая Санкт-Петербургская гостиница. Это здание – пример уточненной неоклассики, характерной для Кишинева 30-ых годов XIX века, с полуколоннами в коринфском стиле.
Еще один монумент национального значения – здание №23, во фронтончиках которого можно рассмотреть вензель «ИГ». Инициалы свидетельствуют, что принадлежал дом купцу Ицхоку Гехфельду. Он подремонтирован и выделяется на общем фоне как барин среди деревенской челяди.
К культурно-историческим памятникам национального значения относят на этой улице также два здания, возведенных в 1898 году в разных ее частях. Одно – большой особняк, в 1940 году принадлежавший Жене Голд и Малке Штейнберг (имена первоначальных владельцев не сохранились), под номером 19, где уже много лет располагается художественная школа им. Щусева.
И маленький скромный домик в самом конце улицы – № 144. Дата строительства и инициалы владельца вплетены в металлический орнамент над входом.
К числу памятников категории национального значения на этой улице причисляют весьма ветхие и неухоженные дома в самом начале улицы – № 2 (70-е гг. XIX в.) и №3 (последняя треть XIX в), раньше бывшие комплексом из двух зданий под единым портиком, но разделенные входом во двор.
За двести лет своего существования эта улица в общей сложности переименовывалась шесть раз. В 1990 году она была названа в честь Александру чел Бун, господаря Молдовы (1400-1432), который дипломатическими и военными средствами укрепил свое феодальное государство: организовал придворную канцелярию, укрепил армию, наладил отношения дружбы и взаимовыручки с соседями.
Источники: www.free-time.md, natamold, www.oldchisinau.com