01 апреля 2014

Легенды нашего городка. Часть 2

Мы продолжаем копаться в архивах и собирать для вас легенды о нашем городе. Сегодня мы расскажем о странном доме с лепниной «явно шизофренической направленности», о даме, венчавшейся с памятником Штефану Чел Маре, и о некогда легендарном кабаке “Клоповник”. Истории со слов очевидцев и непосредственных знакомых героев наших сегодняшних легенд.

Страшно красиво

В эпоху застоя об этом небольшом доме по ул. Иркутской (сейчас В. Купча) на Телецентре знали почти все кишиневцы. Дело в том, что фасад, двор и забор дома были богато украшены замысловатыми лепными скульптурами, причем жанровыми и, как пишет один из пользователей форума oldchisinau.com, «с явно шизофренической направленностью». Так, ограду образовывали фигурки танцующих детей; почтовым ящиком служила огромная лягушка с открытым ртом; у дома в полный рост возвышался молдаванин-фонарщик с фонарем в руке, а на крыше – аист. Неудивительно, что архитектурный объект в народе получил имя «Дом с химерами».

Вспоминает Алексей, пользователь oldchisinau.com: «В нашей школе уроки шли в две смены. Вторая смена заканчивалась уже затемно. Мы часто провожали девчонок домой. Одна из них жила в том районе. Фонарей было не очень много. Идти было страшновато. Еще страшнее было идти обратно мимо этого домика. Все фигуры во дворе были ярко освещены. Шторы в трехстворчатом окне всегда распахнуты и в комнате горел свет. На стенах висели картины, их было много. Сюжеты о смерти: косы, черепа, причудливые искаженные лица. Мурашки по коже. Никогда через освещенную комнату никто не проходил. Дом казался необитаемым». Позже, в перестройку, когда дом уже был нежилым, среди детей и подростков ходили жуткие легенды о том, что внутри, посреди комнаты, стоял открытый гроб с фигурой хозяина в нем. Люди постарше, знавшие создателя и обитателя дома лично, в том числе и писатель Сергей Белкин, утверждают: эти рассказы – чистейшая правда.

Дом Бонзы

Звали сумасшедшего зодчего Георгий Бонза. Он, как и многие гении, действительно страдал психическим заболеванием. Вот что пишет пользователь oldchisinau.com Спартак, которому посчастливилось знать хозяина: «Его фамилия переводилась с молдавского как нищий. Он всегда говорил, что предки и дома не имели. Один раз признался, что он полуцыган. А маму свою он боготворил. Мать его не помню, но Бонзик любил о ней рассказывать. Мама у него была травница и хорошо знала цыганские наговоры. После того, как Бонзик переболел менингитом, именно мама выходила его и спасла. На магале говорили, что ее боялись. Бонза рассказывал, что кто-то из его предков был черный колдун и за это на семью его наложено проклятье… Он угощал меня квасом и признался, что знает, как умрет. И даже знает когда. И смерть мамы он тоже знал , когда она состоится, и заранее слепил ее в гробу. Этим он выполнил какой то древний цыганский ритуал, как бы поселив душу мамы в скульптуру. Она его берегла». Незадолго до развала СССР Бонза случайно разбил статую мамы и через несколько дней повесился. Дом самоубийцы, да еще и с такой историей, никто не хотел покупать, и он долго стоял заброшенным. Сейчас от него не осталось и следа.

Дом Бонзы 3

Венчание с памятником

В начале 90-х на волне проснувшегося национализма поэтесса Леонида Лари (настоящее имя Любовь Йорга) вдруг осознала себя румынкой и пожелала выйти замуж за средневекового молдавского господаря Штефана чел Маре, которого также назвала великим румыном. Леонида была замужней женщиной, поэтому срочно развелась со своим русским мужем (позже кишиневцы шутили, что раньше она изменяла ему с памятником Пушкину). Одна из жен Штефана была, к несчастью, русской, но однопартийцы Лари оформили господарю развод. Еще одно препятствие – господарь умер несколько веков назад, однако находчивая Леонида решила выйти замуж за его памятник. Итак, бракосочетание состоялось: госпожа Лари была в подвенечном платье, православный священник Петр Бубуруз торжественно обвенчал молодоженов, постучал обручальным кольцом по памятнику, надел это кольцо на палец поэтессе и объявил молодых мужем и женой.

Chisinau-2010-3

С того дня прошло не так много времени, но многие из тех, кто лишь слышал историю, уже ставят под сомнение ее правдивость. Тем не менее, несложно найти и свидетелей. Вот что пишет, например, кишиневский историк Руслан Шевченко в социальной сети facebook: «Такой акт был. Мне пришлось оказаться его случайным свидетелем и ни я, ни кто-либо другой ничего не понимали – как это в белом платье и фате стоит женщина и обнимает памятник».

Пьющие в «Клоповнике»

Еще несколько лет назад в центре столицы существовал легендарный «Клоповник» – винный магазин с подвальчиком на углу бульвара Штефана чел Маре и ул. Александри. По признаниям старожилов, здесь можно было встретить весь цвет местной интеллигенции. Неудивительно, что подобные места быстро обрастают разнообразными байками и легендами. К примеру, один из пользователей форума kishinev.ru (имя, к сожалению, исчезло вместе со старым форумом) как-то поделился собственным изобретением – «посвящением в кишиневцы»:

«Я интересовался историей города (лично и из открытых источников), путем опроса аборигенов я и узнал, собственно, об этом заведении. Проходил обряд обычно так: я, проходя мимо данного места, типа случайно предлагаю зайти, а при входе рассказываю о том, что сейчас посвящаемому предстоит нечто необычное, мы проходим, и посвящаемый пропитывается той атмосферой, царящей в заведеньице; по пути к стойке я неустанно рассказываю все, что я знаю о нем.

Далее произношу приятную речь о том, что «я тебя знаю -надцать лет, и ты такой вот неплохой парень, ты не портишь лица и не только лица нашего города, я тебя посвящаю в кишиневцы», при этом, естественно, опорожняется стаканчик с хересом и вместе с благим теплом и со слезинками на глазах еще один. Далее возникает вопрос: «А почему тут и вообще в такой обстановке?» И ответ: «Да ты посмотри, это единственное место, где ты можешь поговорить с известным человеком, не зная его, И!!!, что очень важно в нашем городе, вы можете просто поговорить», в доказательство к нам уже или кто-то подсаживается, или я наметанным глазом выбираю человека, с которым происходит разговор, в ходе которого у посвященного уже глаза все круглее и круглее; при выходе обычно произносится: «Ты мне глаза на город открыл».

И ради этих минут стоит гордиться своим происхождением!»

Текст Ольга Цымбал

Легенды нашего городка. Часть 1

Подписывайся