4 истории о тех, кто открыл своё дело до 25 лет
Кто-то ищет оправдания, а кто-то предпочитает действовать. Героям нашей сегодняшней статьи до 25 лет, но у них уже есть своё дело. Kirill Ross, Алина Тропанец, Вадим Гончаров и Вероника Вэ рассказали нам, как они решились на этот шаг, с какими трудностями столкнулись и так ли сложно работать на себя в Молдове.
Первой моей работой был копирайтинг, я переписывал тексты с учётом ключевых слов, получал какие-то деньги и был рад. Потом увлёкся CorelDraw, нашел работу в компании, но продержался там всего 3 месяца. Переломным моментом стала фраза менеджера: “Fa mai glamuros” – я тогда с трудом сдержался, чтоб не высказаться, но на лице, думаю, всё было написано. Потом я рисовал баннеры, гифки, логотипы, мелочи всякие и так пошло-поехало.
Началось всё с банального желания сделать сайт. Я копировал чужой код, менял в нём разные части, смотрел на результат, делал выводы, на самом деле большую часть своих знаний я получил, как ни странно, благодаря Google.
Сначала работал за бесценок, и где-то только через год я получил первый свой нормальный гонорар, до этого момента это было скорее накопление боевого опыта, нежели стремление как-то обогатиться.
Сложности, с которыми я сталкивался, было всего три: глупость, жадность и недоверие, как с моей стороны, так и со стороны клиентов.
По моему мнению, Кишинёв – это просто большой посёлок городского типа, тут народ иной раз просто поражает своим нежеланием учиться и развиваться, да и банально в сфере IT у нас палеолит. Ну а что самое ужасное – сами предприниматели поощряют глупость своих клиентов: понятное дело – человеку, который ни в чем не разбирается гораздо проще продать свою услугу. Вот так и живём, все друг друга обманывают.
Еще одна проблема – процесс регистрации компании. В то время как в США можно открыть компанию за 3 часа только с одними водительскими правами, у нас – это неделя нервов. В то время как в Европейских странах можно сделать всё через Интернет, у нас это часы жизни, потраченные впустую в очередях, кумэтризм и тотальное взяточничество. Т.е. реально государство вообще никак не поощряет и не способствует развитию малого бизнеса, более того, своими дикими повадками заставляет людей уходить в тень с их доходами.
Что касается совета – главное знать, чего ты хочешь достичь, как ты это будешь делать, и только потом непосредственно приступать к реализации.
Моей первой профессией стала организация концертов в одном из молдавских ресторанов. Мне было 18 лет и я искала работу на лето, чтобы не сидеть без дела, но через 6 лет оказалось, что эта случайная работа определила мою дальнейшую профессию.
Потом я год была Арт-директором в двух Молдавских журналах. Тогда я поняла, что я могу собрать огромное количество людей, что в принципе очень тяжело – надо очень долго просить, много напоминать и иногда сильно ругаться.
Потом пробовала работать в турагентстве, но быстро поняла, что это не моё. Работала также в одном стартапе, что принесло мне огромный опыт и преподало хороший урок – работать бесплатно несколько месяцев нельзя, даже если тебе очень нравится твоя работа и твой статус. А работа переводчика итальянского научила не бояться общаться с людьми другой культуры и менталитета.
Мне всегда хотелось иметь много, но я понимала, что просто так ничего не дается. Для того, чтобы было все, что ты хочешь, надо очень много и усердно работать, биться в закрытые двери и говорить клиентам, что ты можешь все, даже если стоишь и думаешь: «Боже, как же я это сделаю?», главное желание и поддержка близких людей.
Работая на кого-то, я постоянно задавалась вопросом: «А зачем я задерживаюсь, если мне так мало платят?», но когда у меня появилось что-то свое, пускай маленькое и почти не развитое, я тратила 38 часов в сутки на обдумывание каждой мелочи полученного заказа.
А начинала я с того, что я говорила каждому заказчику: «Я могу организовать ВСЁ. Наймите меня и я всё сделаю!».
Самая большая сложность, с которой сталкивается каждый предприниматель – лень! В любой сфере, куда бы ты не обратился, будь то солидные компании или фрилансеры, натыкаешься на безответственность и ненадежных поставщиков.
Я думаю, что даже в непальских горах можно открыть удачный бизнес, главное выстроить правильную систему работы и верить в нее до последнего.
Я работал кальянщиком в клубе COCOS, и до сих пор очень благодарен этому заведению, ведь именно с него все и началось. Я только закончил школу и это было моё первое место работы. Непосредственно кальянщиком я проработал недолго, хотелось зарабатывать куда больше, к тому же я чувствовал, что готов к ответственности. Я взял деньги, которые мои родители дали мне на университет, еще столько же одолжил у друзей, нанял ребят и поставил в Сocos-е свои кальяны. Через месяц всё окупилось и я сразу раздал долги.
В открытии своего бизнеса самое сложное – сделать первый шаг, дальше, если ты не дурак и реально оцениваешь свои возможности, развитие наступает быстро.
В течение трех лет я поставил свои кальяны еще в нескольких клубах города, накопил определенную сумму, которую изначально откладывал на дальнейшее развитие своего дела. Совершенно случайно мой друг предложил мне вложиться в новое кафе и стать его компаньоном. Я взвесил все риски и решился на этот эксперимент – так появилось кафе «Другое место».
В Молдове дикий капитализм, коррупция, законы не работают, здесь нельзя вести бизнес так, как в более развитых странах. Либо ты принимаешь правила игры, либо не лезь совсем. И тем не менее, нет ничего невозможного, главное быть коммуникабельным, уметь правильно подать свою идею и научиться общаться с разными людьми, даже если они вызывают в тебе отвращение.
Свои первые две профессии я стремительно сменила в течение летних каникул после 9-го класса, когда мне было 15. Я отказалась от страшно многообещающей карьеры модели в пользу работы оператором в Интернет-клубе в подвале соседнего дома. Следом были пару лет работы журналистом и копирайтером, а в конце 12-го класса я оказалась в офисе известного рекламного агентства — оно и стало моим последним пристанищем. Там я поработала 2 года в должности БТЛ-менеджера и еще чуть больше 2-х — медиаплэннером.
Мысли о своем деле у нас с Бредом (друг и коллега Вероники. – Прим.редакции) витали давно, но никак не могли оформиться в нечто конструктивное, и больше походили на пьяные шутки. В один момент Бред оказался человеком без работы, а в следующий он уже звонил мне со словами: «Давай собирай документы, идем фирму регистрировать». Через полгода после этого звонка мне пришлось уволиться из агентства из-за нехватки времени.
Было много бюрократии с регистрацией, но об этом я не буду. А как появились первые заказы, я не помню. Работа, хоть и в небольших поначалу количествах, появилась сразу. Активизировались друзья со своими нуждами, старые клиенты и связи.
Поскольку мы за первый месяц не погибли с голоду, можно сказать, что доход дело начало приносить сразу. Но он был сезонным. Первая зима была для нас катастрофой — за несколько месяцев мы выполнили всего один или два заказа, чего хватило ровно на зарплату бухгалтера и оплату минимальных счетов. Мы не сидели без дела, но абсолютно все, что мы снимали той зимой, было бесплатной работой по собственной инициативе. Мы хотели чем-то заниматься и просто не могли ждать, когда появится подходящий заказчик. В будущем, благодаря той бесплатной работе, мы обзавелись несколькими крупными клиентами.
Мы занимаемся достаточно новым направлением деятельности для нашей страны. Возможно, мы первые, кто выбрал и работает исключительно в этой нише. Клиенты не могут понять, зачем нужно большое спортивное мероприятие, если можно привезти Стаса Михайлова на площадь. Зачем вкладывать в спортсменов и работать с ними, если можно не вкладывать. Мы категорически не хотим снимать свадьбы и кумэтрии, и поэтому нам постоянно приходится с боем пробивать новые проекты — те, которые по-настоящему интересны.
В Кишиневе миллион возможностей, чтоб открыть своё дело и миллион капканов, но, говорят, нигде маслом не намазано. Здесь настолько ничего нет, что сейчас самое время становиться лучшими в чем бы то ни было. Самое время брать пример с западных стран, запускать стартапы, адаптировать и генерировать идеи — иногда мне кажется, у нас достаточно придумать нелепое название для компании, и у тебя уже будет репутация человека, предлагающего нестандартные решения. В общем, сейчас самое время.
Не отмазываться и не откладывать. В моей жизни это решение оказалось самым правильным.
Подготовила Даша Чегаровская