25 июня 2013

Сover-версия: фестиваль “Frumos covor basarabean”

В минувшее воскресенье, 23 июня на территории Музея ковра/ Muzeul Covorului в селе Clișova Nouă прошёл фестиваль ковров. Выставка-продажа бессарабских ковров “Frumos covor basarabean” проходила впервые.

Увидев фотографии с этого мероприятия в фейсбук ленте Наты Албот, мы сразу же  собрались поехать в Клишова Ноуэ.

[slider title=”фото: Ната Албот” height=”612″ autoplay=”true” interval =”5000″ ids=”58821,58822,58823″]

Село располагается в 70 км. от Кишинёва за Оргеевым. Несмотря на заметный указатель “Festivalul Covorului”, мы, жертвы информационных технологий, проехали мимо поворота, доверившись навигатору. Поплутав около получаса, в конце концов мы оказались у деревянных ворот Музея ковра.

К нашему приезду фестиваль закончился, и все ковры занесли в помещение, опасаясь надвигающегося дождя. Однако, экскурсию по музею нам всё же организовали, удалось нам увидеть и несколько выставочных современных ковров.

[slider title=”Muzeul Covorului” height=”567″ autoplay=”true” interval =”5000″ ids=”58775,58772,58771,58770,58769,58768,58767,58766,58765,58763,58760,58759,58758,58757,58756,58755,58754,58753,58773″]

“На примере молдавских орнаментов и узоров мы можем проследить невербальный принцип передачи новым поколениям накопленной мудрости нашего народа. Молдавские ковры это – схема жизни, карта гармонии макрокосмоса, а значит и микрокосмоса. Наши узоры – геометрические символы сложной структуры, интерпретировались нашими древними предками, со времён Ведического Триполья , как модель вселенной, “карта космоса”. Представьте младенца, который часами рассматривает такой ковёр! Ребёнок через орнаменты и узоры знакомиться с симметрией и равновесием, гармонией мира, позициями и оппозициями, и первой мудростью: что последнее может быть первым; что вверх подобен низу, левое подобно правому, меняется точка зрения – меняется смысл и т.д. и т.п.

Задача действительно современного молдавского интерьера и архитектуры примирить человека с природой, со Вселенной, с их ритмами и порядками. Возродить гармонию Материи и Духа, аналогично тому, как Микрокос отражает гармонию Макрокосма.” (Ирина Гречухина, lookatme.ru/flow/posts/interiors)

[slider title=”Muzeul Covorului” height=”850″ autoplay=”true” interval =”5000″ ids=”58762,58764,58774,58761,58751″]

«Ковер, да и каждый предмет народного искусства, – как книга, которую мы разучились читать», – говорит искусствовед-этнограф, ведущий специалист по молдавскому национальному ковроткачеству и традиционной национальной одежде, Елена Постолаки, сотрудник АН РМ, автор нескольких фундаментальных трудов о коврах. Интересуются нашими коврами и иностранные коллекционеры – ценители раритетов, для них предприимчивые личности за бесценок скупают их у крестьян, перепродавая за тысячи евро.

Бессарабское ковроткачество возникло обыденно – как вид домашнего промысла в условиях натурального хозяйства, и в то же время, изначально развивалось как искусство. Ведь ковры выполняли не только утилитарную функцию – служа для покрытия деревянных лавок, сундуков и дощатых кроватей – чтобы мягче сиделось и лежалось, глинобитных полов – чтобы теплее было, но и декоративную.

Ковры, наряду с вышитыми полотенцами, служили главным украшением дома. Ни одно приданное не обходилось без сотканных руками невесты ковров, которые во время свадьбы выставляли на всеобщее обозрение. Ковры передавались по наследств и служили мерилом семейного достатка.

Узкие длинные дорожки, половинки, настенные коврики, ковры больших размеров – все они ткались из шерсти овец и были гладкими, безворсовыми. Такие ковры есть и у других народов, но наши отличишь с первого взгляда по рисунку и колориту, даже не приглядываясь к технике исполнения. Как из звуков составляются слова, а из них – тексты, так и из сотен элементов орнаментов, повторяющихся в народном творчестве в разных концах земли, складываются «тексты» ковров, называемые стилистикой.

В молдавских коврах используется растительная орнаментика, в ней специалисты угадывают мотив мирового древа, который иногда заменяется вазой с цветком. Образы животного мира представлены птицами: петушками, утками, голубями, орлами. Встречается мотив женской фигуры. Обычно растения, фигурки, различные предметы быта сильно стилизованы. Издавна на наших коврах присутствуют и геометрические орнаменты с различными вариациями ромба, креста, треугольника.

Очень важная деталь – рисунок и вся композиция молдавского ковра спокойна, плавна, без углов, что отражает национальный характер, как и его колористика, отличающаяся теплой цветовой палитрой. Пастельные тона, не контрастирующие друг с другом, достигались благодаря натуральным красителям, в качестве которых использовалась кора, листья, имбирь, луковая шелуха, различные соцветия, орех… Мастерицы знали, как окрашивать нити, составляя колорит на основе оттенков, а не цветов.

Кто-то возразит, что во многих сельских, да и городских жилищах Молдовы можно увидеть ковры с ярко-розовыми или красно-фиолетовыми цветами и пронзительно-зелеными листьями на черном фоне.

Дело в том, что специалисты подразделяют развитие молдавского ковроделия на старинный период и современный – период упадка этого творчества, начавшийся в конце 19 века, считая, что это – два разных, резко отличных мира, хотя традиция ковроткачества, вроде бы, и не прерывалась многие века. Мало того, что в конце 19 века стали использоваться анилиновые красители, изменившие колорит, так еще и в орнаментике проявилось влияние восточных ковров, появились изделия с узорами, лишенными былого ажурного рисунка, изящества, тонкого вкуса и фантазии.

Надо отметить, что ковры ручной работы ткались не только в крестьянских хозяйствах. Одни из первых европейских мануфактур по изготовлению ковров на продажу – задолго до ткацких и ковровых фабрик – появились именно у нас. Они открывались при монастырях и помещичьих усадьбах.

В документах XIV – XV можно обнаружить упоминания о прядильных и ткацких мастерских, принадлежавших князьям и состоятельным помещикам. В XIX веке бессарабский шерстяной ковер получил признание искусствоведов, как настоящее произведение народного творчества. С начала XIX века в Бессарабии проводились выставки ковров, изготовленных как в мастерских, так и в домашних условиях. Лучшие образцы выставлялись на экспозициях в России, Кракове, Вене, Париже, Женеве. Они пополнили частные коллекции, стали экспонатами Музея этнографии в Петербурге. Этнографические экспедиции за период 1905-1927 гг. собрали интересные образцы ковроделия для кишиневского музея. Часть коллекции была утеряна в годы Второй мировой войны, часть возвращена на родину, и сейчас в основной экспозиции Национального музея природы и этнографии можно увидеть ковры, сотканные руками наших прапрабабушек.

[slider title=”Современные ковры” height=”850″ autoplay=”true” interval =”3000″ ids=”58746,58747,58748,58750,58749,58776″]

В Клишова Ноуэ можно приобрести современные ковры ручной работы, репродукции классических национальных ковров, в среднем по цене  5000 – 6000 леев за ковёр большого размера и от 1200 за дорожку.  Там же можно приобрести национальную одежду с ручной вышивкой. Координаты центра можно найти на сайте rusticart.md, нам сказали, что можно писать имейлы, на все письма обязательно отвечают.

По материалам сайтов:

lookatme.ru/flow/posts/interiors

free-time.md

rusticart.md

 

 

Подписывайся