18 июля 2012

Мы дети 80-90-х.: Коллекционирование

Серию статей про 80-90-е годы открывала статья про игрушки. Но кроме игрушек, были еще объекты, которые их заменяли, а, в некоторых случаях, даже вытесняли. Интересное было время.. Кто помнит, тот поймет. А тем, кто рос позже, возможно, будет интересно узнать, какой фигней страдали подростки тех времен.

 

 

Дети 80-90-х были местами помешаны на коллекционировании разного стафа, начиная от богемных киндеров и заканчивая потертыми пивными банками. Вспомним основные объекты, ради которых детвора была готова на многое.

 

Вкладыши от жвачек

Самые ценные – конечно, TURBO. Самые ценные из турб – с номерами до 51 или после 220. Турбы делились на СуперТурбы, КентТурбы и ТурбаСпорт. Одна турба равнялась четырем BOMBIBOM. Кент был самым простым, Donalds – для малышей, TipiTip – в принципе, вообще не считался, но комикс был интересный. LOVE IS покупали из-за вкусной жвачки, а вкладыши стеснительно теряли. А еще был Laser – почти как Turbo, только с  военной техникой. Особо ценился Final – картинки с футбольными сборными или с одним футболистом (по слухам, самой-самой была сборная СССР – №51).

 

 

Была еще тема динозавров — «Планета динозавров» или просто «Данкин» имели бешенную популярность; народ вел целые альбомы, пытаясь научиться различать неведомых животных. Не стоит завидовать тем, кто преуспел – в штамповке было неимоверное количество ошибок в таких важных деталях, как крылья, рога, цвет, перепонки и проч.

 

 

Кстати, в перестройку котировалась даже совковая обертка от так сказать жвачки «Кофейная», а упаковку от «Сперминт», «Тутти-фрутти» или «Даблминт» у тебя могли отобрать, предварительно побив. А если – о, чудо! – кому-то привозили настоящий «Сперминт», его жевали неделю все по очереди. Кстати, некоторые творческие личности жевали советскую жвачку с грифелем от цветного карандаша. Пару неприятных моментов, и ты крутан – цветная жвачка дефультно считалась иностранной.

 

 

Про БУМЕР – тема отдельная. Мало того, что он оборачивался в бумажку с татушкой, так еще и отличался от крутанским вкусом и надписью surprise, на которую, правда, еще надо было попасть. В таком случае обертка обменивалась на значок в виде самого BOOMERа – чувака со знаком ОО на груди, который почему-то был изображен в весьма замысловатых антигуманных позах (например, с завязанной в узел рукой). Бумеры старались покупать по 5 штук за раз, ибо математика: среднее соотношение оберток с надписью и без было один к пяти. Ну а самый офигенный вкус, по мнению многих, был яблочный.

 

 

Наклейки

Наклейки были популярны, но не так трагически, как другие объекты попкультуры того времени. Продавались они  упаковками по 5 штук, а также обнаруживались в жвачках и вафлях Куку-Руку. Сейчас все дружно должны вспомнить холодильники и трюмо, под завязку обклеенные динозаврами, терминаторами и голыми бабами, а чуть позже – мортал комбатом, спайдерменом и анимешными девахами.

 

 

Особо прилежные вели альбомы – туда нужно было вклеивать наклейки по темам и номерам. По ходу дела, правда, оказывалось, что некоторым местам в альбоме предстоит так и остаться пустыми, ибо найти нужную наклейку не удавалось в течение пары лет жевания.

 

 

Кстати, некоторые наклейки с обнаженкой имели милый секрет. Намочив их, можно было увидеть ту же женщину, только без уже купальника. Особо смекалистые делали это языком, получая первые уроки сексуального воспитания.

 

Пачки от сигарет

Кто-то собирал пачки, а кто-то – только части, например, переднюю часть с логотипом или просто крышку с надписью.

Хранили коллекции на любых поверхностях, ибо главным критерием была возможность выстраивать пирамиду вверх, при этом прислонив к вертикальной поверхности. Пачки пылились в сервантах, на стеклах межкомнатных дверей, на книжных полках, на подоконниках. Основу каждой такой коллекции неизменно составляли Пэлл Мэлл, Кэмел, Лаки Страйк, Конгресс, Винстон, и, естественно, Мальборо. Остальное – как повезет. Пачкой можно было разжиться возле гостиницы, найти на железнодорожных путях,  выцыганить у приезжего, а можно было выиграть в споре. Пачками менялись, причем все было четко продумано. Были даже такие сложные комбинации кросс-курсов, как одна редкая (например, зеленая мальборо с белой окантовкой) и пару сотен простых в обмен на две редкие.

 

 

Кое-где была распространена игра в крышки – особым образом сложенные верхние части пачек. Суть – кто дальше всех щелчком пальца метнет свой снаряд. При этом можно было захватывать крышки соперников – тоже способ пополнения коллекции.

 

 

Особой ценностью были блоки от пачек, например, настоящим раритетом среди блоков был More. А еще юные кулибины из одинаковых пачек собирали роботов и других монстров.

 

Банки от пива

Считается, что удачную коллекцию банок могли собрать дети дальнобойщиков или просто те, кому везет. Причем, пацаны гонялись за банками, даже не нюхав и не задумываясь о его содержимом. Здесь тоже был свой рейтинг: что-то ценилось больше, что-то меньше. Были банки, обладание которыми дарило славу на всю магалу, а были и такие, на которые никто уже и не смотрел. Говорят, «Гёссер» был мечтой каждого баночкофила.

 

 

Банки использовались как копилки или емкости для важных мелочей, а раздавить баночку было жестоким преступлением.

 

Пробки

Ага, было и такое: дети коллекционировали пробки от парфюмерии и бытовой химии. Ну, в принципе, чему удивляться – развлекались, как могли, за неимением лучшего. Тема зародилась в конце 70-х, а расцвет и закат пришелся как раз на начало девяностых. Существовали целые классификаторы пробок: «бомбовоз», «колонка», «купол», «слоник» (от «Тройного»), «трактор», «холодильник» (от одеколона «Шипр»), «Глобус» (от «Тет-а-тет»), «фестивалька» – от йода. Пробки от импортной продукции ценились выше и назывались «королевами», а в самом конце рейтинга находились крышечки от зубной пасты, которые в народе носили название «люстра». У фанатичных пробкособирателей скапливались целые мешки стафа размером в половину человеческого роста!

 

 

Естественно, была и игра с пробками. Суть – выбить своей пробкой пробку противника, зажимая свою пробку-биток между внутренними частями ступней и выпуская ее в момент прыжка. Тут были свои тонкости: в зависимости от ценности, необходимо было определенное число попаданий для того, чтобы окончательно завладеть пробкой соперника. Например, «трактор» нужно было выбить восемь раз, чтобы он стал твоим, а для «королевы» количество попаданий устанавливалось в 20.

 

 

Существовала и другая разновидность. Все участники бросали определенное количество пробок в ямку, а те пробки, что туда не попали, загонялись в нее щелбанами. Тот, кто забил последнюю пробку, забирал себе все. В некоторых регионах СССР была популярна игра, в которой пробку нужно было поставить на ребро. Очки набирались в зависимости от сложности таска – некоторые крышки падали на ребро легко, для некоторых – это было практически невозможно. Смысловая наполняющая таких игр сомнительна, но в защиту детей того времени можно сказать, что и сейчас детвора не блещет хоть сколько-нибудь интеллектуальными развлечениями.

 

Кэпсы (сотки)

Это круглые картонные фишки с нарисованными на них персонажами из мультиков и компьютерных игр. Говорят, попадались и шедевры постмодернизма, и даже почти хентайные  картинки.

 

 

Игра в кэпсы была и одним из основных источников их получения. Положенные на кон в соотвествии с ценностью фишки клались друг на друга картинкой вниз, после чего надо было треснуть стопкой об асфальт. Кэпсы, которые перевернулись, игрок забирал себе. Стопка ходила по кругу до тех пор, пока все фишки не переворачивались.

 

 

Кстати, по этому же нехитрому принципу строилась игра с монетами (у кого оставались деньги с обеда), с вкладышами от жвачек «карта-абла» (тут чемпионами, естественно, были обладатели вечно потных ладошек), с крышками от пива (для особо суровых). Кстати, придать нужную форму крышке помогал молоток или кирпич, а идеальной формы можно было добиться, положив крышку под колеса трамвая, и чем ровнее она получалась, тем больше ценилась.

 

 

Иногда крышка получалась настолько идеальной, что ее даже принимал аппарат с газировкой. Но тут нужно было хорошо подумать: отдать крышку системе навечно, обменяв на стакан сладкой воды, или оставить и с ее помощью заработать еще сотню-другую крышечек.

 

Киндер-сюрпризы

Ооо, как это было волнительно – снять цветную фольгу, вскрыть шоколадное яйцо, потом – желтый пластик и внутри найти киндер.. Правда, перед этим нужно было еще уговорить родителей купить само яйцо. Но незаметно некоторые взрослые тоже втягивались в коллекционирование, и это становилось азартным увлечением всей семьи. Началась эта эпидемия в году так 1993. Киндеры шли сериями. Самые первые – бегемоты и львы, потом пингвины, черепашки, акулы. Считалось, что фигурки раскрашены вручную. Были еще серии деревянных конструкторов и просто сборных моделек, мозаики, машинки, серия резиновых динозавров, разные механизированные штуки.

 

 

Помню, перед тем, как выбрать киндер, многие долго стояли и произносили в голове мантру, чтобы не попалось то, что уже есть, и внутри оказался заветный недостающий двенадцатый бегемотик! Но повторы случались часто, и зародился обмен фигурками, а особо смекалистые даже делали на этом деньги. На рынках стояли киндер-менялы, которые устанавливали курс обмена игрушками: например, одну керамическую можно было получить в обмен на 4-5 пластмассовых, и то – зависело. Самыми редкими и от того дорогими были «шали-бабы» – акулы шириатской внешности, самыми дешевыми – бегемотики, так как появились первыми и реально были уже у всех.

 

 

Кстати, сами желтые пластиковые тоже одно время были предметом коллекционирования, но чаще в бытовых целях. В них хранили соль, брали с собой на море крем, из них делали погремушки и другие странные для нас, сегодняшних, приспособления.

 

Календарики, открытки, этикетки от спичечных коробков и другое

Этим, в основном, увлекались девушки. Коллекционирование таких вещей требовало сосредоточенности, аккуратности и легкой склонности к творчеству. Чаще всего коллекции были лишены какой-то тематики, и греблось в кучу все подряд: животные, цветы, машинки. У некоторых собирались коллекции на тему космонавтики, советского цирка, спорта (или более узкие – олимпиада-80 или строго зимние виды спорта), Хранились они в коробках или специальных альбомах.

 

 

Все это было отечественным, недорогим, разнообразным по форме, размерам, материалу, тематике. Спичечные этикетки продавались наборами, календарики – чаще тоже. За значками приходилось побегать чуть больше. Особенное место у советских детей занимали значки, на которых под разным углом менялся рисунок. Были также и календарики и открытки, где предметы и персонажи как бы двигались.

 

 

Некоторые собирали даже упаковки: от шоколадок, конфет, печенья и даже наклейки с фруктов и овощей.. Лично я знала девочку, которая коллекционировала пластмассовые цифры, которые непонятно зачем в советское время вставляли в расфасованные куски сыра. Оказывается, цифры эти были разных цветов, и некоторые попадались крайне редко..

 

 

Вообще, детство практически любого советского ребенка было затронуто коллекционированием. Были и марки, солдатики, модельки машин, пластинки. Но это, в некотором роде, элитные виды коллекционирования, которые существуют и в наше время. Правда, уже среди взрослых дядек – повзрослевших детей тех лет. Кому-то это смешно и кажется ненужным, но чем бы дитя не тешилось. Каждый занимается собирательством  по своим причинам. Кому-то сложно остановиться, кто-то находит в этом отдушину, кто-то собирает материал по интересующей его теме, кто-то, возможно, когда-то поспорил, что доведет коллекцию до определенного количества предметов..

 

 

По сути, чем коллекция календариков и даже трэшеподобных пивных банок отличается от коллекций ай-девайсов или туфель, например? И то, и другое приносит удовольствие. Разница в том, что иную банку в те далекие времена было намного сложнее раздобыть, чем лабутена. И деньги не всегда решали. И от того эта банка становилось действительно богатством.

 

Источники: lurkmore.to

Автор статьи — Tanya Babyjohnson

Подписывайся