25 февраля 2012

Книги: Лесли Уоллер «Банкир»

Владимир Лорченков делится своим мнением о книге американского писателя Лесли Уоллера "Банкир"/ Leslie Waller "the Banker", первом романе трилогии «Сага о банкире», куда также вошли романы «Семья», «Американец».

Американцы в литературе – как Мидас. У кого плохо с древнегреческой мифологией, которую, впрочем, по одной из современных конспирологических версий, придумали в 19 веке (а конспирологическую весрию придумали в 20-м, ну да Бог с ним со всем) — касание Мидаса превращало все в золото.

Все, к чему прикасается настоящий американский писатель, становится поэзией. Будь она даже в прозе, будь она — проза — неладна, потому что писать ее тяжело и неудобно, о чем нынче в мире знают всего 10-20 человек, да моя поясница. Вернемся к североамериканским авторам.

Один из таких писателей-поэтов и недооцененных – очень недооцененных – американских писателей (хотя, может, он писал недостаточно часто для того, чтобы стать «звездой») 20 века это Лесли Уоллер.

Нет, он конечно попал на книжные столики СССР, но массово - лишь во времена «перьестройка+ гластност», причем выдавали его, как водится, не за то, что он есть на самом деле.

Книга «Банкир», - гласили аннотации, - раскрывает перед вами секреты банковского ремесла, при этом в ней есть любовная авантюра... Этакая помесь Драйзера с Карнеги и книжкой «Как заработать свой миллион». В конце 80-хх это был тренд — тогда всем, почему-то, верилось в то, что страна с 250 миллионов брокеров не анекдот. Дух наживы охватил массы. Маленькое отступление. Помню, 9-летним я послал в «АиФ» объявление «Универсальное средство для похудания, пришли 5 рублей на а/я...». Лохам, которые поведутся, я собирался слать в ответ ложку с дыркой — причем Ничего Такого я в виду не имел. Подразумевалось, что надо меньше есть. К счастью, отдел рекламы страшно популярного тогда еженедельника не опубликовал мое объявление (причем, уверен, исключительно из-за того, что в письме я не прописал четкий механизм «отката») и я не разбогател. Как и остальные 249 млн 950 тысяч. Потому что все это - «Фермеры в городе» ведущей Максимовой, брокеры, «подбери яблоко помой продай купи два» - оказалось лажей.

Как и то, за что нам пытались выдать Уоллера.

Потому что книга «Банкир» - это захватывающий, - вне жанра, как и всякая великая книга, - роман.

Кстати, доступен был «Банкир» и в 70-ее, но тогда его обычно выдавали за «разоблачения буржуазного образа жизни». А во времена перестройки он просто попал в струю сотен пособий для начинающих советских «миллионеров», продававших свои квартиры чтобы «сделать бизнес», а потом бравших в долг, чтобы расплатиться с долгами, и тихо исчезавших в пригородах, деревнях, а кому не повезло, и в колодцах, лесах и вообще — просторах нашей необъятной (я родился в СССР) — Родины.

Да, разоблачений в книге правда много, и написаны они убедительно, так убедительно, что агитаторы партии коммунистов — особенно партии фальшивых коммунистов Молдавии, да и России, впрочем тоже, - отдыхают. Причем написаны от имени человека, представляющего, языком нынешним, топ-менеджмент крупнейших американских банков, человека, верящего в США и свое дело.

Что делают критику особенно убедительной.

Почему я считаю книгу великой? Потому что, на мой взгляд, один из признаков великой книги -интуитивное предсказание будущего.

И оно в «Банкире» есть: говоря о системе кредитования, расцветшей в США в 60-ее годы, автор достигает пафосных (в хорошем смысле этого слова) высот, и культурно объясняет, что рано или поздно экономика, основанная на кредите, уподобится «гуттаперчевому негру». Это известная из порнобизнеса метафора, обозначающая чернокожего актера, который отсасывает сам себе. Причем никакого расизма в метафоре не предусмотрено — напротив — подразумевается, что белокожий актер не так физически развит, гибок и ловок, чтобы проделать подобную манипуляцию (и ему остается лишь с завистью следить за успехами своего коллеги).

Еще Уоллер гениально предсказал триумф и крах политкорректности – что убедительно продемонстрировал нам второе «я» его героя, ливанец Бернс... Описанный — как и все герои Уоллера — не просто с любовью. Они ЖИВЫЕ. Объясню, что это значит, в сравнении.

Когда в книге «Банкир» мы читаем сцену флирта главного героя с его помощницей, мы видим женщину и мужчину. Они делают то, что должны делать мужчина и женщина. Они флиртуют. Вероятно — да так и есть, чего уж, - они будут близки. У них у каждого — свой неповторимый образ, свой характер, они — Личности.

А когда мы в книге каких-нибудь модных современных русских писателей... ну я не знаю, пусть будет Д. Быков или С. Шаргунов - читаем про флирт женщины и мужчины/спор радикала с «чинушей», то что мы видим?

В первом случае - Д. Быкова, который флиртует с Д. Быковым (хотя, безусловно, и они будут близки).

Во-втором, как С. Шаргунов спорит с С. Шаргуновым, чтобы убедить С. Шаргунова в том, что его, С. Шаргунова, аргументы - неоспоримы.

Причем — еще одна беда! - нет уже качественных советских переводчиков, которые бы перевели на красивый русский и Д. Быкова и С. Шаргунова так же хорошо, как они сделали это с Уоллером...

Но давайте пару слов о сюжете, чтоб вы не думали, будто «Банкир» это жизнеописание будней банкира:-)

Нет, в принципе это жизнеописание будней банкира, но в такой же степени, как «Ромео и Джульета» – описание войны итальянских кланов.

На самом деле «Банкир» это книга о путешествии человека. Человека, который очнулся в 40 лет и понял, что кокон, в которой он заворачивался, чтобы жить поудобнее, стал его саваном, и нужно или смириться с ролью могильщика самого себе, либо начать выходить на свет Божий. Путешествие начинается и если он правда хочет его, путешествие совершить, то ему придется путешествовать в себе. И тут мы вспоминаем Миллера с его гениальной фразой о путешествиях, которые не требуют денег — путешествиях в себя... самых увлекательных, какие только бывают.

И герой Уоллера это путешествие совершает, и , ей Богу, еще как совершает. В пределах, так сказать, самого себя (а Сам Ты – это самая неизведанная терра инкогнита для нас).

Разумеется, когда мужчина в сорок лет узнает сам себя – будь он даже счастливо женат, как наш герой, - не обходится без женщины.

Есть она и тут, ее зовут Вирджиния Клэри и я люблю ее. Как сейчас вижу – сцена в квартире на набережной, и они с героем валятся на палас, и свет гаснет. Жена всегда, - когда я перечитываю «Банкира», - по моей дурацкой ухмылке знает, что я на странице 96. И, вот она, магия литературы — я читал книгу раз сто, я знаю, что там будет, но мне каждый раз хочется сказать — да-да-да, ну же, вперед, ребята, и я, черт возьми, иногда беспокоюсь, что там, на стр. 97, все не сложится.

То есть, я Сопереживаю.

Для чего литература, со времен одного грека, обозначившего катарсис, и нужна.

Ну, и еще один личный момент. Я люблю, когда люди пишут интересно. Лесли Уоллер пишет именно так. Даже о банковских процентах (которые в данной книге не более чем декорации: будь его герой летчиком, Уоллер так же интересно написал бы о навигационных приборах) он пишет так, что скучно не будет.

текст: Владимир Лорченков

Подписывайся

Что ещё почитать