Городские истории: дом Рышкану-Дерожинской
Telegram

Кишинев – город сравнительно молодой. С другой стороны, этого возраста достаточно для того, чтобы время успело местами безвозвратно изменить облик нашего города. И не только время, но и сами люди. Разрушенные здания, неухоженные дворики, заброшенные дома, обшарпанные фасады – а ведь некоторые из них считаются историческим наследием и даже официально охраняются государством.

Справка noi.md: “Согласно данным исследования, проведенного аналитическим центром “Эксперт-групп”, ежегодно Молдова теряет около 13 памятников архитектуры. За последние 20 лет только в Кишиневе их исчезло более 250. По подсчетам специалистов, из тысячи памятников местного или национального значения столицы, более 25% были снесены, сожжены или изменены в ходе несанкционированных строительных работ”.

Одним из главных символов произвола и вопиющей несправедливости является дом по улице Букурешть, 62. Это бывшая городская усадьба Екатерины Александровны Рышкану-Дерожинской. Двухэтажное здание с подвалом было построено в 1870-х годах про проекту великого Бернардацци и уже долгое время известно среди горожан как «заброшка». А ведь этот памятник архитектуры национального значения по инициативе Академии Наук был внесен в Регистр памятников истории и культуры Кишинева.

Апрель 2009.

Апрель 2009.

Сохранилось короткое описание дома от 1897 года: «Дом с двумя этажами, мансардой и подвалом. На этаже 6 комнат с окнами на улицу, 2 комнаты с выходом во двор и небольшая комната для прислуги в мансарде. Партер состоит из четырех комнат, смотрящих на улицу, и двух небольших комнат для слуг, с выходом во двор. Есть крыльцо, а от него лестница наверх. В подвальном этаже расположена кухня, столовая и пекарня. Также имелся каменный дом с загоном для экипажей, конюшнями для лошадей, комнатами для извозчиков, складом древесины и угля, а также домик для сторожей у входа во двор».

Апрель 2009

Апрель 2009

Тут стоит упомянуть больше о семье Рышкану-Дерожинских. Егор Леопольдович Рышкан-Дерожинский родился  в известной в то время в наших краях дворянской семье бессарабского помещика, отставного полковника Дерожинского и представительницы древнего боярского рода Смаранды Рышкан (ее семья впала в 1818 году в немилость к российскому императору Александру I и была сослана в Бессарабию).

dom_ryshkanu_derojinskoi_03

Интересно, что у брата Смаранды потомства не было, и он для сохранности владений предложил усыновить детей сестры, в том числе Егора. В качестве наследства Егору досталась большая часть землевладения отчима в селе Копочанка, Ясского уезда (сейчас это село носит название Рышканы), и таким образом появилась новая дворянская фамилия – Рышкан-Дерожинские. Егор Дерожинский участвовал в работе земства, в 1870 и 1874 состоял членом Бессарабской областной, затем губернской земской управы, где заведовал отделением общественного призрения. Вершиной карьеры стало избрание его на пост бессарабского предводителя дворянства на выборах 1872 года. В 1873 он был одним из учредителей Бессарабско-Таврического банка, много занимался выяснением прав бессарабского земства на доходы от имений заграничных монастырей. Видимо, его деятельность как предводителя не вызывала нареканий, и он заслужил новые звания и знаки отличия, но после 1874 на новый срок выдвигать свою кандидатуру не стал – из-за болезни, которую в то время называли «разжижением мозга».

Семья Рышкану-Дерожинскиx: дети с матерью Екатериной (в центре). Источник: vipmagazin.

Семья Рышкану-Дерожинскиx: дети с матерью Екатериной (в центре). Источник: vipmagazin.

Кстати, Егор Рышкану-Дерожинский много сделал для тех мест, где простирались его земли. В 1866 году он обратился к русским властям с просьбой открыть в местечке Рышкань почтовую станцию, в 1869 году в Рышкань открылась мужская школа, в 1871 в доме, подаренном им городу, расположилась больница, а позже в местечке было учреждено ремесленное училище. После смерти в 1879 году его детям досталось огромное наследство, насчитывавшее земли в нескольких уездах. В Кишиневе им принадлежал большой дом, который достался его жене, Екатерине Александровне (в девичестве Руссо).

В 1920 годах она продала кишиневский дом. Говорили, деньги Екатерине Александровне нужны были для выплаты долгов.

Из книги Татьяны Соловьевой и Владимира Тарнакина "Бессарабские истории". Чертёж здания до его перестройки в 50-х годах XX века.

Из книги Татьяны Соловьевой и Владимира Тарнакина “Бессарабские истории”. Чертёж здания до его перестройки в 50-х годах XX века.

В 50-х годах XX века к зданию было пристроено помещение с амфитеатром, где поначалу проводились заседания Верховного Совета МССР. Добавленная часть была построена в соответствии со стилистикой старой части здания. Таким образом, благодаря реконструкции здания архитектор Васильев увеличил его протяженность вдоль улицы Искра (нынешняя Букурешть). Важно, что композиция фасада была почти полностью повторена и позволила создать симметричную композицию с организацией главного входа с улицы.

Проект реконструкции здания, выпoлненный архитектором С.В. Васильевым.

Проект реконструкции здания, выпoлненный архитектором С.В. Васильевым.

Очевидно  – одно и тоже строение, и стилистика сохранена. Васильев лишь добавил левую часть, которая, возможно, была разрушена во время войны. Со времен заседаний Верховного Совета МССР, наверное, и сохранился на фасаде герб.

Иллюстрация из книги "Памятники Архитектуры Молдавии", Тарас Я.Н., 1986г.

Иллюстрация из книги “Памятники Архитектуры Молдавии”, Тарас Я.Н., 1986г.

1971 год. Зал заседаний.

1971 год. Зал заседаний.

1971 год, сессия Верховного Совета МССР. Фото: А. Варфоломеев/РИА Новости

1971 год, сессия Верховного Совета МССР. Фото: А. Варфоломеев/РИА Новости

Говорят, во дворе был еще один зал – для закрытых просмотров. Очевидцы смотрели там фильм “Скованные одной цепью” в 1966-1967. Какое-то время в шикарном особняке располагался Верховный Суд МССР, а еще позже – центральное правление общества «Знание». В конце 80-х здание перешло дирекции Филармонии и Национального дворца. Представители старшего поколения часто бывали там на бардовских концертах и на встречах с киноартистами.

Иллюстрация из книги "Памятники Архитектуры Молдавии", Тарас Я.Н., 1986г.

Иллюстрация из книги “Памятники Архитектуры Молдавии”, Тарас Я.Н., 1986г.

На форуме нам попался комментарий пользователя @Isaac: “Я это здание помню как центральный лекторий общества “Знание”. Был там несколько раз. Это было, наверное, самое красивое здание на Искре. В 1981 году 37-я школа отмечала здесь свой 35-летний юбилей. Там был очень красивый зал – действительно, от центрального входа налево – одновременно и большой, и уютный, с прекрасной акустикой”.

Иллюстрация из книги "Памятники Архитектуры Молдавии", Тарас Я.Н., 1986г.

Иллюстрация из книги “Памятники Архитектуры Молдавии”, Тарас Я.Н., 1986г.

Там же мы нашли комментарий пользователя @czeschawy: “В 90-х годах у меня там был магазин радиотоваров, и вывеска “IURMI” возможно и сегодня еще висит. В те годы министерство культуры только считалось таковым, а на деле срывала большие деньги за аренду. Все, мол, для ремонта и реставрации… От центрального входа по левую сторону был зал. Это зал был полностью обшит красным деревом, да многое отделано дубом. Своеобразный звук и акустика были в этом зале, старожилы должны помнить еще выступления многих артистов. Справа было своеобразное кафе не для каждого… На втором этаже еще были фирмы, но их названия уже запамятовал, и была охрана для порядка. Потом все было прикрыто, жадность чиновников культуры росла и выживала всех. В начале 90-х годов приходили представители немецкого банка, хотели все отремонтировать и открыть филиал. Однако цену стали поднимать по несколько раз в неделю… потом идея появилась, мол, пусть строят и ремонтируют, а министерство культуры останется хозяином. В общем, несколько таких клиентов было отправлено обратно. А кроме главного зала был еще один. В этом зале многие фильмы показывались впервые, часто даже в первый и последний раз. Данное решение принималось самим Леонидом Брежневым. Он приезжал с неофициальными визитами, и часто бывал в этом зале… Так что многие тайны еще хранит это здание по адресу Букурешть 62…”

В годы перестройки в доме Рышкану-Дерожинской еще работал видеосалон, а вестибюль сдавался под бутик. В разное время вход был то со двора, то с улицы. Очевидцы с форума вспоминают, как смотрели там “Чужие”, “Чужие-2”, а зимой 1990 – “Бонни и Клайд”. В зале не топили и людей было мало. Уже тогда здание казалось заброшенным. В 1996 памятник находился в ведении отдела дипломатической службы Министерства внутренних дел, и его называли “ООН”. По воспоминаниям старожилов, там собирались неформалы всех мастей.

Конец 80-х.

Конец 80-х.

Что же случилось потом?

Зал заседаний. Наши дни.

Зал заседаний. Наши дни.

Долгое время особняк являлся предметом споров, сменив несколько десятков владельцев. В 2005-2006 годах это здание собирались передать в аренду одной крупной иностранной компании с условием реставрации. Проект вроде оценивался в пару миллионов, и, говорят, даже проектанты из-за рубежа приезжали. Они должны были получить специальные разрешения, но, как обычно, все затянулось и ничего не вышло.

Ноябрь 2007 года

Ноябрь 2007 года

dom_ryshkanu_derojinskoi_026

В 2009 г. усадьбу у государства по смешной цене приобрела компания “Maxеlegant” (основанная всего за год до приватизации памятника, с юридическим адресом в жилой квартире). Компания предоставила в Министерство культуры проект реконструкции здания, согласно которому, от дома оставался лишь первый этаж, а выше должна была разместиться многоэтажка.

dom_ryshkanu_derojinskoi_015

dom_ryshkanu_derojinskoi_016

dom_ryshkanu_derojinskoi_017

dom_ryshkanu_derojinskoi_018

dom_ryshkanu_derojinskoi_019

dom_ryshkanu_derojinskoi_020

Несмотря на предложенную абсурдную этажность, проект в министерстве тогда подписали. Новый хозяин обязан был провести реставрационные работы до конца июня 2012 г. Однако впоследствии проект опротестовали. А инвестор, который, видимо, не усмотрел выгоды реставрации этого дома в существующих пропорциях, продал его.

Апрель 2009 года

Апрель 2009 года

Апрель 2009 года

Апрель 2009 года

Новый владелец – офшорная компания “Universal Proiect” – утвердил в Агентстве по охране и реставрации памятников при минкультуры новый проект практически сразу после покупки. Агентство мотивировало свое “да” тем, что новый проект был вполне приемлем. Офисное здание должно было сохранить исторический облик Кишинева. Кроме того, согласно проекту, инвестор обещал воссоздать некогда существовавший здесь сквер около дома, с фонтанами – вид на который будет открываться со стороны ул. Влайку Пыркэлаб.

Потом в СМИ появились данные, что Агентство по Инспектированию и Реставрации памятников выявило все-таки истинные намерения владельца здания: построить на месте памятника коммерческий центр „Shopping Central” и гостиницу «Chişinău Plaza» на территории всего квартала между улицами Пушкина и Влайку Пыркэлаб. Проект стал выглядеть настолько массивным, что архитектурные памятники и здания вокруг могли не выдержать.

dom_ryshkanu_derojinskoi_024

То, что сейчас представляет собой памятник архитектуры национального значения, вводит в уныние и негодование каждого жителя, любящего свой город. Как вам такое: последний раз ремонтные работы по поддержанию здания проводились в конце 90-х годов прошлого века?

2003-2004 гг

2003-2004 гг

В 2011 году фирма “Universal Design” выиграла процесс против Минкультуры, и дом-памятник перешел в ее собственность. Но радовали слова Бориса Фокши, министра культуры:

Борис Фокша: “Они все равно не смогут там ничего сделать без разрешения Министерства культуры. Они не имеют права сносить здание, его нужно обновить. Также им потребуется разрешение на строительство от мэрии Кишинева”.

Но все мы знаем, как оно бывает. Инвесторы, а иногда и сами чиновники, специально доводят дома до высшей степени “руинизации”, чтобы не заморачиваться с сохранением памятников, а снести и построить что-то – в лучшем случае, с копией фасада. Часто специально снимают крышу, а ливнестоки направляют так, чтобы вода разрушала фундамент. А есть и вариант попроще – пожар, в котором обвинят бомжей.

По закону за разрушение здания, являющегося историческим памятником, полагается лишь небольшой штраф или несколько часов работы на благо общества. За последние годы ни один человек в Молдове не был привлечен к ответственности за разрушение памятников.

UPD. 12 мая 2014 года началась подготовка к реставрации здания.

media_139989300782993100

Подробнее: realitatea.md

По материалам: oldchisinau.com, moldovenii.md, bessarabia.ru, timpul.md, point.md, monument.sit.md, noi.md

Фото: oldchisinau.com

Telegram